Ради чего живут мужчины?
Прочитал статью Антона Дивакова «Почему слабый пол здоровее сильного?» в ЗОЖ (№2 за 2006 год). И решил высказать свое мнение»
Автор привел совершенно правильные наблюдения и доводы. Короткую жизнь мужчин он объясняет склонностью к рисковым ситуациям, а также пристрастием к курению, алкоголю, наркотикам. Это объяснение лежит на нижнем, плотском уровне. Автор не ограничился этим, поднялся и на душевный уровень. Отметил, что женщины благодаря слезам, молитвам, общению, рукоделию (мелкой пластике) обладают гораздо большими способностями к снятию стрессов и успокоению нервов.
Но вопрос и этим не исчерпывается! Есть еще третий уровень проблемы – духовный, которого автор, к сожалению, не коснулся совсем.
Итак, почему мужчина больше пьет? Почему мужчина не ищет безопасного для здоровья способа психологической разгрузки, если он не хочет плакать и не умеет вязать?
А ответ таков. Мужчины в большей мере, нежели женщины, не желают жить просто «для жизни», а желают жить для высокой цели. Если они ее находят, то отдаются ей всецело, не думая о стрессах и разгрузках. Если они не находят цели (как большинство мужчин в современной России), то отдают себя водке и сигарете. Но трудно найти мужчину, который посвящал бы свою жизнь самой жизни или грядущей «активной старости».
Этим же объясняется и тот факт, что большинство зожевцев – женщины. По своей природе женщина создана быть дарительницей и хранительницей жизни. Вот она и живет для жизни как таковой. А мужчина создан не таким и не для этого. Мужчина создан для обеспечения не своего существования, а своей семьи, своего народа, своего государства. Поэтому героическое, жертвенное поведение большей частью присуще мужской половине.
Поверьте же, что алкоголизм, равнодушие, растительное существование, даже суицид – это вывернутая наизнанку, извращенная, дьявольская форма героизма. Это своеобразное бегство от «жизни для жизни».
Не хочу сказать, что заниматься своим здоровьем – это плохо. Сам веду в своей деревне вполне экологический и здоровый образ жизни. И не запрещаю прихожанам читать ЗОЖ, применять и пропагандировать его рецепты, облегчая свои и чужие болезни. Однако все равно предчувствую обиды в свой адрес: дескать, ты не инвалид, не хронический больной, не старик, оттого и смеешь так жестоко поучать. Да, слава Богу, ноги таскаю. Но сейчас речь не о врачах, не о болезнях и даже не о наших дорогих читателях.
Речь об общей идейной, духовной линии газеты. А она такова, что считает здоровье и активную старость ценностями самоочевидными (вы же не задаете вопрос: а зачем оно, здоровье?). Во множестве писем звучит идея: мы не просто обмениваемся рецептами (что, безусловно, есть замечательное дело), мы обмениваемся жизненными ценностями, создаем своеобразное сообщество людей, живущих ради здоровья и активной старости. В этом братстве не задают вопроса: для чего?
Напомню древнее философское правило, понятное многим мужчинам. Жить стоит только ради того, ради чего не страшно и умереть, или уж, по самой малой мере, жить, не обращая внимания на здоровье. А если предмет не стоит того, чтобы за него умереть, то ради него не стоит и жить. Готовы ли мы, мужчины, умереть за свое здоровье? Нет. Вот и не живем ради него.
Именно вопрос смысла жизни отделяет ту область, где начинается жизнь духа, жизнь религиозная. Когда зожевцы касаются религиозных тем, как наглядно показал Антон Диваков, они всегда выступают в роли потребителей религиозного продукта, но не производителей его. И то верно, как заметил Антон Андреевич, что женщины чаще успокаиваются молитвой и исповедью. Большей частью женщины приходят в храм, чтобы взять душевное. И немного таких, как среди женщин, так и среди мужчин, которые отдают духовное. Для христианина не Церковь служит ему, а прежде всего он служит Церкви. По примеру Христа, послужившего нам, и в благодарность Ему.
Оттого, кстати, в огромном большинстве религий лидерами служат мужчины. Потому что они и впрямь служат, а не пользуются. Чтобы на той же исповеди снять боль с чужой души, нужно ее положить на свою. Иногда это удается, чаще нет, но и исповедь облегчает зачастую лишь после того, как она отяготит священника. По идее, мы призваны иссушать чужие слезы своими. Другое дело, как мы соответствуем своему служению.
Простите, дорогие читатели и авторы, но так устроена человеческая природа, в этом отношении ярче проявляющаяся в мужчинах. Наша жизнь дана для той цели, которая лежит за пределами нашей жизни. В этом были одинаково глубоко убеждены такие антиподы, как апостол Павел и Павел Корчагин. Оба, как и бесчисленное множество тех, кого человечество в разных религиях почитает героями и святыми, отдавали жизнь, данную им один раз. И очень боялись, что если эта жизнь замкнется на себя, то в конце ее человека будет жечь совесть за мелочное прошлое.
Но если уж героями дано быть не всем, то, во всяком случае, думается, будет интересно мнение одной нашей прихожанки, читательницы ЗОЖ. Она отмечает, что наши прихожане старшего возраста гораздо больше скорбят и терзаются о своих близких, чем ваши читатели. У вас сплошь одно: мажусь тем, натираюсь этим, не забываю третьего и пятого. И достаточно немного о внуках, детях, о скорбящих рядом. Увы, не в пользу зожевцев такое сравнение. Хотя я, конечно, понимаю специфику газеты и думаю, что письма не отражают всей душевной жизни авторов. Верю: они соболезнуют и помогают чужому горю. Речь идет о той общей картине, которую невольно рисует ЗОЖ. Если бы он был только о здоровье – он был бы лучшим в этой области. Когда же он касается вечных философских вопросов, он сразу проигрывает любой положительной религии, создавая свою, потребительскую.
Священник Тимофей Алферов.
Гм. Зачем здоровье? Хороший вопрос, Тимофей Алферов, очень хороший. Да просто затем, что здоровым быть лучше, чем больным.
Что касается религиозных тем, где зожевцы, как вы считаете, потребители, то ответ тоже прост: ЗОЖ – светская газета. Впрочем, если наши читатели пишут о своем отношении к религии, у редакции нет возражений. В связи с этим меня покоробило ваше высокомерие во фразе: «И не запрещаю прихожанам читать ЗОЖ, применять и пропагандировать его рецепты…» Мы ведь не запрещаем нашим читателям быть вашей паствой.
У нас, как в большинстве цивилизованных стран, свобода вероисповедания, но эта свобода никоим образом не связана со свободой слова. И уж тем более не имеет права довлеть над ней.
О смысле жизни… Есть простая истина на эту тему: построй дом, посади дерево, роди ребенка. Ваш, вернее, философский тезис относительно того, что «жить стоит только ради того, ради чего не страшно умереть… А если предмет не стоит того, чтобы за него умереть, то ради него и не стоит жить» – это тезис фанатиков, лозунг войн и революций, которые сжигают в своей ненасытной печи миллионы жизней, приносят людям горе и разочарования.
А оправдание пьянства мужчин – да, да, оправдание (!) – недостижимостью высокой цели?.. И вообще, при чем здесь пьянство? А. Диваков задался вопросом: «Почему слабый пол здоровее сильного?» Это вопрос физиологии, а не философии. Хотя… Поставить с ног на голову можно все что угодно.
И не требуйте от ЗОЖ – по вашему признанию, лучшего в области здоровья – больше, чем он есть.
Ваш редактор.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную