Быстрый поиск рецептов
Реклама и поиск по сайту

Ахиллесова пята болезни Бехтерева

    Диагноз "анкилозирующий спондилит" (болезнь Бехтерева) мне поставили в ноябре 1981 года, когда обследовался по поводу гипертонии в Институте клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова. Дотошный врач - молодой ученый-кардиолог изо дня в день обследовал меня, желая докопаться до причины моего недуга.
    Мне было 35 лет, а давление 180-200/110-120. Правда, в палате были пациенты моложе меня и с цифрами повыше. За сорок дней, что я пролежал в огромной 10-местной палате, у меня проверили все "винтики" организма. А потом мой дотошный врач повез меня на консультацию к артрологу. Изучив мои рентгеновские снимки шейно-грудного, поясничного, крестцового отделов позвоночника, осмотрев кожный покров, ногти, кожу головы, артролог вынес вердикт - анкилозирующий спондилит.
    Для моего слуха эти слова мало что значили, но я догадывался, что воспалительные процессы в позвоночнике, атаковавшие его с завидной периодичностью по нескольку раз в год, переросли в устойчивое воспаление. Цифры СОЭ не опускались ниже 40 уже несколько лет, а боли в пояснице приобрели характер вечного, не прекращающегося радикулита.
    Выйдя из кабинета артролога, я спросил своего врача:
    - А что означает "анкилозирующий"? Как будто знал про "спондилит".
    - Это процесс срастания позвонков, приводящий к их неподвижности. Бамбук видели? Вот эти сросшиеся выступы-кольца и есть, образно говоря, "анкилозы", соединяющие трубки бамбука. Спондилит же - это хронический воспалительный процесс в межпозвоночных хрящиках и тканях.
    - Как же эта болезнь лечится? - поинтересовался я.
    - Лечится пока не очень... Да зачем вам голову забивать? Живите себе, принимайте таблеточки. Они будут снимать воспаление. Наклончики делайте, но аккуратно, щадяще. А лет эдак через 15-20 болезнь ваша "устаканится" - боли притупятся.
    После этого не слишком обнадеживающего разговора с "двигателем науки" я призадумался над вопросом - когда моя болезнь "устаканится".
    "Без малого восемь лет она меня уже изводит, - рассуждал я. - Значит, годам к 45 "угомонится", и мои муки закончатся".
    Итак, выписали меня из больницы с рекомендациями наблюдаться у артролога или ревматолога и принимать противовоспалительные и гипотензивные препараты: индометацин, ортофен, скутамил.
    Нужно сказать, что после окончания института для прогрессирования болезни во всех отделах позвоночника мною были созданы идеальные условия - полная неподвижность за рабочим столом в течение девяти часов кряду. Вечернее бдение у телевизора в кресле давало позвоночнику благостный покой. Я явно шел у него на поводу - делал то, что он мне навязывал. А ему нужны были покой и привычное, слегка согнутое положение в пояснице. Ночью ровный, в меру жесткий матрац "предлагал" позвоночнику выпрямиться. Он, упрямец, отвечал болью, требуя, чтобы я лежал на боку... Я подчинялся. Но через несколько дней позвоночник выдвигал новые требования для своего удобства и карал болью, если я не подчинялся.
    О своих ночных страданиях с позвоночником, когда кровать отдыха для меня превратилась в дыбу, рассказал врачу-ревматологу - пожилой, многоопытной женщине. Она выслушала и сказала:
    - Если вы не победите боль, то боль согнет вас. Вы будете как этот палец,- и она согнула указательный палец.
    - Так что же мне делать ночью, если я места себе не нахожу? - спросил я.
    - Как что? Гимнастику! Что вы так смотрите на меня? Противостоять болезни Бехтерева можно только движением и растяжением. Других способов нет... Меняйте свой образ жизни. Движение - вот ваше исцеление.
    Жаль, что этих советов ревматолога я не услышал лет десять назад. Молодой ученый, наставляя меня, не знал иной истины, кроме медикаментозной. И если бы я был не так доверчив к его рекомендациям, а был более просвещенным в области моей болезни, тогда, возможно, не принимал бы "вагонами" противовоспалительные, из-за которых "посадил" почку, вырастил в ней опухоль и в конце концов расстался с ней в феврале 1993 года.
    О словах ученого врача о том, что болезнь "устаканится", я вспомнил вскоре после удаления почки - недуг и впрямь отступил. Организм приспособился к патологии, и боли уже не так мучили меня, но характерная для болезни Бехтерева сутулость - "поза просителя" - выдавала торжество болезни над моим телом.
    О "подрывной" деятельности анкилозов я никогда не забывал. Перекладина из трубы, установленная в дверном проеме, утром и вечером поскрипывала под тяжестью моего тела, раздвигая "просевшие" позвонки. Диск "Здоровье", изобретение 70-х годов, помогал скручивать, вращать позвоночник. Зубчатый массажер разминал мышцы спины и улучшал циркуляцию крови, особенно в поясничном отделе.
    Вспоминаю, как вставал среди ночи от болей и делал со стонами наклоны на кухне, чтобы не мешать спать жене и сыну. Иногда от боли выступали слезы, но я подключал свое воображение, видя перед глазами маленькие остистые усики, отходящие от одного позвонка к другому. Представлял, как они тянутся друг к другу, чтобы срастись, окаменеть и превратить позвоночник в бамбуковую палку.
    Моя постель представляла собой дверь от платяного шкафа поверх матраца. Со стонами я ложился на это деревянное ложе. Позвонкам по всей их длине ничего другого не оставалось, как распрямляться и вытягиваться. Поначалу эта процедура превращалась в пытку. Воспаленные межпозвонковые диски, хрящи, нервные окончания гудели болью протеста. Словно они сами не знали, чего хотят. Потом утихали, поняв, что я забочусь о них, улучшая кровоснабжение и снимая напряжение.
    Утром, еще лежа на своем ложе, вытягивал поочередно стопы пятками вперед, скользя по доске, двигая тазом влево - вправо. Потом висел на турнике с подставкой под вытянутыми ногами для плавного опускания. После виса - обработка поясничного отдела массажером с зубчатыми колесиками. После растяжения позвонков и разогрева мышц спины вращал шеей, плечами. Потом делал несколько упражнений для укрепления мышц живота и спины. Без создания мышечного "корсета" позвонки будут всю нагрузку брать на себя и опять "проседать", вызывая боль.
    Спасаясь от болей в пояснице, перепробовал аппликации с бишофитом, мыльно-керосиновые, прикладывал иппликатор Кузнецова, втирал различные мази. Но, к сожалению, болезнь Бехтерева - это не люмбаго, не остеохондроз, которые после интенсивной терапии исчезают через две-три недели. Радикальное лечение этой болезни - движение позвонков до изнурения.
    Конечно, я испробовал далеко не весь арсенал борьбы с недугом. Я знал о благотворном влиянии на позвоночник плавания, специальных ванн, употребления можжевеловой и прочих настоек, яблочного уксуса с медом по Джарвису, втирания согревающих мазей, прикладывания аппликаций, знал и многое другое, что снимает боли, но применял на себе только то, во что поверил безоговорочно, - движение.
    За годы болезни я встречал единицы страдающих, как и я, этой недостаточно изученной болезнью, забирающей в свой суровый плен преимущественно мужчин 30-летнего возраста. Коварство этой болезни непредсказуемо распространяется и на радужную оболочку глаз. Каждую весну или осень с опаской жду этой напасти под названием иридоциклит. Если вовремя не заметить начало этой болезни, то придется делать не меньше 10 уколов дексаметазона в глаз, что мне пришлось испытать минувшей осенью. А что касается позвоночника, то он, похоже, "устаканился" за 34 года. Оглядываясь на эти десятилетия ниспосланных на меня испытаний, могу сказать, что болезнь Бехтерева своим коварством у всех страдающих ею проявляется по-своему и активность болезни у каждого своя. Но общее для всех одно: если поставили диагноз "болезнь Бехтерева", то это надолго, если не навсегда. Теперь течение болезни можно приостановить, выработав у себя устойчивые привычки. А этому помогут воля, упорство, оптимизм, неустанный каждодневный труд и забота о своем верном, попавшем в беду друге - любимом позвоночнике.

    Аргунов Б.Н.

    ЗОЖ: Конечно же, читатель вправе спросить: "Ну зачем же вы позволили автору так долго рассказывать о своих муках?! И почти ничего о лечении. Лечить-то болезнь Бехтерева как?!"
    Да, да, мы в данном случае обошлись без таблеток, укольчиков и т.д. и т.п. И даже не в данной болезни дело. Во всех случаях, когда недуг хватает вас за горло, необходимо отчаянно сопротивляться. И двигаться, двигаться, двигаться. Даже тогда, когда это почти невозможно.


Тэги : болезнь Бехтерева


Последние комментарии : 1
Автор: Александр  24.07.2016 13:11
Добрый день, коллега по несчастью. Я устроился сторожить школу, чтобы ночь лежать на парте.
 
Подписаться на новые комментарии

Добавить комментарий
* Ваше имя
* Текст
Контрольный вопрос

Два плюс три будет, прописью? (с заглавной буквы)

 *
Пункты помеченные * обязательны для заполнения!
Авторизация  
ЗОЖ в соцсетях  
Последние комментарии 
Добавил(а): Аля
К статье: Смелее применяйте АСД

Добавил(а): Сергей
К статье: Терпение плюс чистотел

Добавил(а): Татьяна
К статье: Рецепт для лечения суставов

Добавил(а): Елена
К статье: И я тоже спасаюсь уриной

Добавил(а): Лариса
К статье: Использую глину красную

Нас считают  

 © 2024 Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты