Быстрый поиск рецептов
Реклама и поиск по сайту

Когда я бывал суперменом без кавычек

    «Ну а сам-то ты – супермен?» – этот вопрос мне иногда задают, даже в интервью, как редактору одноименного еженедельника. Я отвечаю или шуткой, или отвлеченно.
    А если честно, то да, я супермен. Вернее, бывал таковым 63 раза. Ибо столько у меня было завершенных марафонов, или дистанций, превышающих это расстояние, например, одесская 100-километровка, 75-километровый забег во Франции, 50 миль (80 км) по горам Аппалачам в США.
    Легких марафонов не бывает. Всякий раз дистанция требует хотя бы терпения, а это уже кое-какое мужество. Обычно бегу марафон долго, больше трех часов. Что-то начинает побаливать, просыпаются старые спортивные травмы, а также всевозможные новые боли, принесенные возрастом.
    Это прекрасная тренировка – умение переносить боль, не жалея себя, не отступая, не требуя от судей снисхождения. Достаточно бывает поддержки зрителей. У нас кричат: «Да-вай-давай!». В Америке так: «Ю лукинг грейт!» – «Ты выглядишь великолепно!». Где уж великолепно, в гроб краше кладут. Но ты действительно великолепен своим долготерпением.
    А на финише случается загадочное явление стремительного омоложения и возрождения. Ты опустошен и счастлив, как после близости с любимой. Марафон, кстати, добавляет в физиологию мужчины необходимые для полноценной любви ингредиенты.
    Кто-то из хороших наших писателей, кажется, Андрей Платонов (если ошибаюсь, то не обессудьте), говорил примерно следующее: для того, чтобы быть человеком, недостаточно однажды родиться. Надо изо дня в день возрождаться.
    Длительный бег и предоставляет возможность возрождения. Ты подтверждаешь в себе возможность усилия, дерзания. Незатейливое, казалось бы, действо: встать чуть раньше и выйти на улицу и пробежать свои семь, десять, пятнадцать километров. Если непогода, холод, грязь, мороз, то потребность в волевом усилии возрастает, и это еще ценнее, чем бег по летнему лесу, по живописной поляне.
    После пробежки я возвращаюсь домой, встречаю в лифте, в подъезде соседей и думаю: «У вас день начался обычно, обыденно. А я уже кое-что испытал, я уже попробовал это утро на вкус, на запах, на свежесть ветра, я уже попробовал радость».
    Бывает, что не бегаю, иногда неделю – запутаешься в паутине забот, найдешь оправдание... И все опускается. Лично у меня сразу падает планка творческих возможностей, мысль становится медленной, неповоротливой, скучной. А лучшее из того, что я написал, было придумано, или продумано, на бегу. Ведь долгий бег вырабатывает в механизме души гормон эндорфин, являющийся эликсиром вдохновения.
    Но даже и в этом есть свой смысл – когда какое-то время не бегаешь, ленишься, отступаешь, а потом возвращаешься к своему делу, к бегу. Наблюдаешь, как неуклюжее тело и застоявшийся организм разогреваются, становятся послушными твоей воле. Так что если кто бросил бегать – не страшно. Важно опять начать, вернуться к этому состоянию. Как возвращаются в город юности, как возвращаются к любимому человеку...
    У марафонцев, у любителей в том числе, даже у самых обыкновенных, есть еще одно громадное преимущество и благо. Это новые возможности общения, возможности стремительного расширения окружающего мира. Во время марафона у медленных бегунов бывает по нескольку знакомств на дистанции. Часть пути ты пробежал с одним незнакомцем, вы обменивались короткими репликами, бодрили друг друга, потом расстались, разделенные разностью темпа. Кто-то следующий тебя догнал и проникся твоими терзаниями.
    Знаю, что многие-многие люди нашли на марафонской дистанции друзей, в том числе и зарубежных. И, несмотря на ограниченные материальные возможности отечественных любителей-марафонцев, какая-то часть из них смогла выйти на дистанции за рубежом. Благодаря не столько новым материальным возможностям, сколько возникшим дружеским узам с зарубежными сподвижниками. Хотя тут рекомендовать что-то конкретное трудно.
    ММММ был моим вторым марафоном. Первый – я до того пробежал в Одессе. Так вот, Московский марафон 1982 года стал на тот момент одним из главных событий моей жизни. Он лег в основу моей книги «Я бегу марафон», которая вышла тиражом 200 тысяч экземпляров. Отрывки из нее перепечатывались журналами и альманахами. Та книга принесла мне и первый денежный успех в жизни: 7 тысяч рублей в те годы были просто колоссальной суммой. Можно было машину купить. Так что лично я, марафонец-любитель, получил очень солидный приз за ММММ.
    Конечно, не все впечатления вошли в ту книгу. Не написал я о некоторых забавных вещах, которые в то время вовсе не казались забавными. Тогда, в 1982-м, я работал в ЦК ВЛКСМ, в секретном отделе я дал расписку в том, что не буду несанкционированно общаться с иностранцами – только предварительно поставив в известность нужные организации. И вот, поравнявшись на дистанции ММММ с директором Нью-Йоркского марафона Фредом Лебоу, я долго не решался заговорить с ним, хотя мне это было очень необходимо по замыслу моей книги.
    Озираясь по сторонам, я все же нарушил слово, данное ленинскому комсомолу, и пообщался на бегу с представителем чуждой идеологии. Кроме того, мой коллега, член оргкомитета ММММ, Владимир Отколенко дал мне тайное задание присматривать на дистанции за марафонцами из посольства США. Потому что во время бега у них могли быть особые контакты с информаторами. Сейчас это анекдот. Но тогда воспринималось достаточно здраво. И вспомнив этот момент недавно, мы с Володей Отколенко посмеялись, хотя и смущенно.
    Побегу ли я ММММ-93? Не знаю. Тяжело. Надо тренироваться, а нет времени. А впрочем, можно бежать и без особой тренировки, будешь потеть, кряхтеть, пыхтеть, ползти, но так тебе и надо, получи наказание за то, что хоть чуть изменил нашему делу, марафону. Да, наказание болью – это нормально.
    К ММММ часто предъявляют претензии. Того нет, этого не хватило, бардак, путаница... А как же иначе? В такой стране живем, это наш колорит, наша действительность, наше достояние. Пусть он будет. Пусть будет ММММ-93 удачным. А если и неудачным – пусть все равно будет, его не разлюбишь, потому что настоящая любовь бывает долгой, иногда вечной...

    Геннадий Швец.




Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизация  
ЗОЖ в соцсетях  
Последние комментарии 
Нас считают  

 © 2024 Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты