Лунг-гом-па – бегущий монах
В последнее время в вестнике ЗОЖ очень много говорится о питании и ничтожно мало о дыхании. Между тем эта функция организма заслуживает гораздо большего внимания. Хотя бы уже по той простой причине, что без пищи человек может прожить несколько десятков дней, а без воздуха всего несколько минут. Не говорю уже о лечебных возможностях дыхания. Вспомните Бутейко, Стрельникову...
Короче: я решил восполнить хотя бы частично пробел и рассказать о великих возможностях дыхания, используя безусловно истинные факты из жизни тибетских монахов.
Но прежде несколько примеров лечебного дыхания. У индийских йогов есть способ дыхания, который называется «уджам». Сначала медленный (почти на 8 секунд) вдох через нос, далее задержка на вдохе в течение 8 или более секунд и затем еще более медленный выдох в течение 16 секунд.
Специальный газовый анализ показал, что три таком упражнении, несмотря на статичную позу, потребление кислорода больше, чем если бы в то же время мы выполняли упражнения, связанные с интенсивным дыханием и усиленной работой мышц брюшного пресса – капалабхати или бхастрика.
А вот еще пример – лечебное дыхание тибетцев «на-ян-гун».
Дыхание только через нос. При вдохе язык касается неба, затем следует пауза и выдох с опусканием языка в обычное положение. В это время произносятся мысленно односложные слова в соответствии с длительностью дыхательного цикла. Начинают с 3 слов – по одному на вдох, паузу и выдох. Потом удлиняют фразу за счет увеличения длительности паузы. По мере совершенствования доходят до фразы в 9 односложных слов, из которых 7 приходятся на паузу. Все слова должны иметь позитивную окраску.
Кстати, этот очень простой вариант дыхания очень похож на дыхание по Бутейко. Но сколь он понятнее и проще!
А теперь – о некоторых формах дыхания тибетских монахов, которые демонстрируют великие возможности человеческого организма.
Существует множество свидетельств, что некоторые, конечно же не все, тибетские ламы после специальной подготовки способны провести зиму в пещере или в шалаше без огня, без шерстяной или меховой одежды и притом на высоте до 5000 метров над уровнем моря (!).
Они очень неохотно передают свои секреты иностранцам. Да и своим, то есть тибетцам, передают далеко не всем. Но вот о чем свидетельствует француженка Александра Дэвид-Ниль, много лет изучавшая подобные явления в Тибете, Монголии, Сиккиме и Бирме.
Сначала кандидаты в ученики проходят длительный испытательный срок, во время которого лама-гуру (учитель), вероятно, отбраковывает тех, чье здоровье явно не достаточно для дальнейшего обучения.
Но от некоторых, особенно настойчивых, но явно не собирающихся подвергать себя особенно длительному аскетизму, отделываются очень даже просто. Лама-тумо «просто приказал мне отправиться в пустынное место, искупаться (безо всякой подготовки) в ледяном потоке, а потом, не одеваясь и не вытираясь, провести, не двигаясь, всю ночь в медитации. Было начало зимы и высота местности около 3 тысяч метров»... И мадам Александра «преисполнилась невероятной гордости, так как не схватила даже насморка».
Принятый на обучение послушник сразу и полностью отказывается от меховой и шерстяной одежды и обязывается даже не приближаться к огню. После предварительного обучения учитель отправляет его в отдаленное и совершенно пустынное «возвышенное» место, что у тибетцев означает местность выше 4000 метров над уровнем моря.
Считается, что тренироваться в искусстве получения тумо, то есть внутреннего тепла, нельзя ни в каком помещении и ни в каком населенном пункте, так как воздух в населенном пункте всегда заражен дымом и оккультными влияниями посторонних людей.
Считается также, что и то, и другое может серьезно расстроить здоровье новичка. Со своим гуру (учителем) послушник может видеться лишь изредка.
Тренировки ежедневные и начинаются задолго до рассвета. Как бы ни было холодно, тренируются полностью обнаженными или в минимальной хлопчатобумажной одежде. Новичок может сесть на циновку или доску, но затем во время тренировки ему придется сидеть на земле, на снегу или даже на льду. Никакая еда или питье до окончания тренировки не допускаются.
Упражнения выполняются в позе лотоса (сидя со скрещенными ногами) или сидя на западный лад и положив руки на колени. При этом безымянный и средний пальцы подгибаются под ладонь, а остальные остаются в вытянутом положении.
Начинают с дыхательных упражнений, целью которых является полная прочистка ноздрей. Затем с каждым выдохом мысленно освобождаются от гордыни, гнева, жадности, лени и глупости. А при каждом вдохе усваиваются дух Будды, всех святых, пять важнейших тибетских мудростей и все умное и благородное.
Далее дыхание сопровождается более сложным самовнушением. Теперь следует отрешиться уже от всех, именно от всех мыслей, а затем вообразить на месте пупка золотой лотос. В центре этого лотоса должны сиять огненные буквы тибетского слова «рам», означающего зародыш огня. Согласно тибетской теории, опытный лама-тумо посредством этого образа может зажечь что угодно, и притом безо всякой растопки.
Над огненным словом «рам» следует вообразить слог «ма», а потом возникновение из него богини Дорджи Нальджорпа.
Далее вы воображаете, что вы и богиня – это одно и то же, а затем воображаете у нее (и у себя) на пупке букву «а», a на макушке – букву «ха». Медленные, глубокие вдохи и выдохи как бы раздувают тлеющий огонь, находящийся в букве «а», который сначала имеет размер овечьего катышка. Каждый вдох – это струя, проникающая через горло и живот до пупка и раздувающая огонь в букве «а». Затем следует задержка дыхания, которая с каждым вдохом удлиняется.
Потом пламя от пупка поднимается по каналу «ума», проходящему вертикально к голове.
Итак, вдохи, задержки дыхания и выдохи производятся медленно, ритмично и при полном сосредоточении на мистическом огоньке и тепле, исходящем от него.
Потом канал «ума» мысленно превращается в огненный волосок, по которому проходит воздушная струя, раздувающая огонь. Затем «ума» утолщается до размеров мизинца, затем – до толщины руки, а затем и до объема всего туловища.
После всего этого раздутый огонь становится бесконечно велик, но ощущение тепла исчезает и наступает экстаз. И теперь уже представляется, что вы – это целый огненный океан.
На все это требуется не менее часа. А затем все описанное происходит в обратном порядке. Обычное время подобных тренировок – очень раннее утро, но можно повторять весь комплекс по нескольку раз в день или в любое время, когда появляется ощущение холода.
Есть и другие способы для овладения таинственным огнем тумо. Но во всех этих комплексах есть длительные задержки дыхания и самовнушение пламени.
Иногда зимней лунной ночью уверенные в своем искусстве новички приходят со своим учителем к проруби или полынье на, так сказать, квалификационные соревнования. Обязательные условия соревнований – мороз, пронизывающий ветер и полная нагота.
Обнаженные участники усаживаются на льду в позе лотоса. В прорубь опускаются простыни, достают их, дают им заледенеть и укутывают каждого экзаменуемого. И он должен быстро высушить простынь теплом своего тела. И все повторяется без перерыва вплоть до рассвета.
Чемпионом объявляется тот, кто сумеет высушить больше всех простыней. Но квалификационный минимум – это 3 простыни. После чего вы получаете право носить почетную белую юбку, которая, видимо, у нас соответствовала бы спортивному значку третьего или второго разряда.
У новичка тепло ощущается только во время упражнений. Но по мере тренировок необходимо выработать способность автоматически включать искусство тумо при каждом ощущении холода.
А теперь о сверхмарафонцах «лунг-гом-па».
Наиболее знамениты в Тибете центры обучения сверхмарафонцев в монастырях провинции Цанг, в частности, монастыри Нианг Тед Нид и Самдинг.
Согласно легендам и письменным свидетельствам, началось все это еще в XIV веке с двух весьма прославившихся лам – Ионгден Дорджи Паля (родился около 1284 года) и ламы-историка Бутона. Первый из них считается седьмым воплощением Субхути, ученика Будды. И эти превращения прослежены вплоть до наших дней.
Ионгден Дорджи Паль был могущественным магом, покорявшим самых злых демонов. Он некоторое время даже жил при дворе китайского императора и умер в возрасте 92 лет.
Лама Бутон родился в 1288 году, являлся автором значительных исторических трудов и переводов санскрита. Он перенял священный обряд от Ионгдена, который и ныне совершается каждые 12 лет в монастыре Шалю. Гонцы лунг-гом-па требуются именно для того, чтобы в короткий срок собрать раз в 12 лет со всей огромной страны всех самых злых духов в этот самый монастырь Шалю.
Здесь будет приведен лишь один из способов подготовки сверхмарафонцев. Претендент выбирается из монахов, и тренировки происходят в названных уже монастырях.
Монах-ученик помещается в абсолютно темное помещение, в котором ему предстоит провести 3 года, 3 месяца и 3 дня при полном одиночестве.
Он садится на очень толстую мягкую подушку, скрещивает ноги, делает медленный длительный вдох, как бы желая разуться и...
И, не меняя позы и не пользуясь руками для опоры, подпрыгивает как можно выше. С нашей точки зрения, поза для прыжка самая что ни на есть неудобная, но цель таких упражнений – развить способность к левитации, то есть к невесомости и не где-то в космосе, а на нашей грешной земле.
Тибетцы убеждали Александру Дэвид-Ниль, что после многих лет тренировок появляется-таки способность сидеть, не оказывая никакого давления на опору, – «хоть на колоске злака, не сгибая его стебля». Они же убеждали ее, что не раз бывали свидетелями прыжков на высоту более 3 метров.
Есть и другие способы подготовки, включающие длительные пробеги. Мастера лунг-гом-па окружены в Тибете ореолом героизма и всеобщего обожания, хотя для обычного тибетца переход по весьма пересеченной местности без еды, питья и отдыха длительностью в 20 часов – дело вполне обычное. Но лунг-гом-па совершают свои пробеги по нескольку суток подряд без остановок с необычайно высокой скоростью, в состоянии особого транса и характерной, присущей только им поступью. И все это на высоте 3-5 километров над уровнем моря!
Мадам Александре посчастливилось 3 раза видеть таких сверхмарафонцев, так сказать, на марше. И самой впечатляющей была первая встреча.
Это произошло на высокогорном плоскогорье в северной части Тибета, в так называемой «пустыне трав». Караван медленно двигался уже в конце дня, когда путники заметили далеко-далеко впереди быстро приближающуюся черную точку. При наблюдении в бинокль скорость передвижения показалась еще более поразительной. И какая-то странная поступь. Но тибетцы, сопровождавшие мадам Александру, сразу признали во встречном лунг-гом-па во время своей обычной пробежки.
Конечно, как и любой исследователь, мадам Александра обрадовалась и стала обсуждать со своими спутниками, как она сфотографирует сверхмарафонца и о чем она расспросит его. Но тибетцы, едва она заикнулась об этом, дружно стали убеждать ее, чтобы она ни в коем случае не делала этого. И особенно они настаивали на том, что бегуна нельзя остановить, и тем более, заговорить с ним – он может погибнуть.
Александра Дэвид-Пиль свидетельствует дальше.
И вот он приблизился к нам. Уже было отчетливо видно бесстрастное лицо с широко открытыми глазами, устремленными куда-то вверх, в какую-то точку в пространстве. Нельзя было сказать, что он бежал. Но казалось, что при каждом шаге он взлетал и двигался скачками, как упругий мяч. На нем была обычная одежда монаха и тога – то и другое в весьма потрепанном виде. Левой рукой он придерживал тогу, а в правой был зажат ритуальный кинжал пурбэч и именно правой рукой с кинжалом он ритмически взмахивал в соответствии с движением ног.
Тибетцы опешились и легли на землю лицами вниз. Но лунг-гом-па, очевидно, не заметил нас и промчался, даже не изменив темпа движения.
Через 4 дня путники встретили пастухов, которые также видели этого ламу. Из расспросов и расчетов Александра Дэвид-Ниль пришла к выводу, что до описанного момента лунг-гом-па двигался уже более суток. И все с той же поразительной скоростью и все тем же крылатым шагом. Кроме того, он явно стартовал задолго до встречи с этими пастухами. И явно путь его после встречи с караваном мадам Александры был весьма далек...
Немного о том, как готовятся лунг-гом-па. Сначала ученик проходит предварительный отбор. Потом несколько лет тренируется в различных вариантах дыхательных упражнений. И только после освоения всего этого ему сообщается магическая фраза, и он может приступить непосредственно к пробежкам.
Мысленное повторение магической формулы регулирует ритм дыхания и шага. Необходимо отвлечься от всех мыслей и не смотреть по сторонам, чтобы ни случилось. И необходимо устремить взгляд на очень далекий предмет и уже не отвлекаться от него.
В состоянии транса сознание заметно атрофируется, но все же остается достаточным для преодоления препятствий и сохранения направления движения. На закате транс достигается особенно легко даже после утомительного дневного перехода, так что усталости как не бывало, и можно преодолеть еще большое расстояние.
Помимо лунг-гом-па, в Тибете встречаются и так называемые памо, – они же пао, которые впадают в подобный транс непроизвольно (как лунатики) и бегут без какой-либо цели.
Мадам Александра знала очень милую крестьянку, – психически совершенно здоровую, но склонную к такому трансу. Иногда, даже во время семейного обеда, она могла неожиданно вскочить и нестись через горы, леса и речушки, не обращая на препятствия никакого внимания. При этом она ничего не чувствует и обычно «финиширует» возле дома своих родителей. Она много раз пыталась избавиться от этой напасти, но ничего так и не получилось.
Тибетцы убеждены, что попытка силой остановить такого одержимого может убить его.
Вот такие уникальные явления связываются с дыхательными упражнениями в Тибете.
Сергей Бородин, кандидат геолого-минералогических наук.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную