Быстрый поиск рецептов
Реклама и поиск по сайту

О духовном и физическом

    – Читатели все чаще задают нам один и тот же вопрос: когда же начнется работа с энергией, праной, кундалини? По-видимому, это уже «наболевшая тема».
    Мне представляется, что их авторы зачастую забывают о том, что йога – это не тот предмет, который можно освоить за один месяц, один год или даже десяток лет. Это предмет, который мы изучаем всю жизнь – или даже несколько жизней в бесконечной цепи перерождений. Индийская традиция уподобляет человека, ставшего на путь йоги, маленькой птичке, которая с травинкой в клюве пытается вычерпать всю воду из океана. Вот почему древние тексты по йоге говорят о том, что главное качество в ученике – терпение и смирение. Но многие, тем не менее, торопятся. Вот и наши читатели часто спрашивают о том, когда же они будут выполнять асаны не только на физическом, но и на духовном уровне.
    – Я хотел бы спросить тех, кто задает этот вопрос, вот о чем: знаете ли вы, где проходит граница между физическим и духовным, когда вы выполняете асаны? Когда асана выполняется на физическом уровне, а когда – на спиритуальном или, например, на психологическом? Где граница между душой и телом? До сих пор ученые, философы и поэты всего мира бьются над разрешением этого вопроса. Я думаю, что деление на духовные и физические упражнения изобретено теми, у кого недостало храбрости и терпения серьезно осваивать асаны. Так как правильное выполнение поз йоги требует огромной концентрации и силы воли, то гораздо легче сказать, что я, мол, делаю асану на духовном уровне, что я выполняю йогу на уровне тонкой энергии. Конечно, ведь вытягиваться, поворачиваться, распрямляться в позе очень трудно, здесь приходится делать усилие и страдать. Но не зря мой гуру Б. К. Айенгар говорит, что духовная практика йоги – это на 99 процентов пот и усилие и лишь на 1 процент – вдохновение.
    – Да, выполнять йогу на якобы «духовном» уровне – дело простое и приятное. И кроме того, если ты выполняешь асаны, то каждый может прийти, посмотреть и увидеть, насколько хорошо ты их делаешь. Чего нельзя сказать о так называемой «духовной практике».
    Однажды в беседе с известным индийским йогом Свами Дирендрой Брахмачари мы говорили об одном из популярных учителей, который учит только медитации. «Ну что о нем можно сказать? – произнес Свами, лукаво улыбаясь, – ведь он только сидит, сложив руки и ноги, и молчит. Это здорово придумано – ведь люди, как правило, не могут определить, действительно ли он медитирует или нет». Здесь, как мне кажется, надо всегда помнить афоризм отца йоги мудреца Патанджали: «Асана удобна и устойчива» (йоги Сутры, II, 46). Это означает не то, что поза йоги – это любое устойчивое и удобное положение тела, а то, что все, даже самые сложные асаны йоги являются подлинно йогическими позами только тогда, когда вы освоили их до такой степени, что пребывание в самой трудной, с внешней точки зрения, позе становится для вас комфортным. Только после этого возможно дальнейшее продвижение по пути. Недаром Патанджали подчеркивал, что освоение пранаямы (йогического дыхания – следующей за асанами ступени йоги) возможно только тогда, когда достигнуто совершенство в выполнении асан (йога Сутра, II, 49), когда усилие перестает быть усилием (II, 47).
    – Патанджали настаивает на этом не без очень веских причин. И одна из них заключается в том, что подлинная духовная практика – это настоящее испытание и для тела, и для души. Мы должны быть готовы к ней и физически, и психологически. Для занятий пранаямой и медитацией необходимы здоровое тело и устойчивая психика. В противном случае занимающийся подвергает себя опасности: если начинать занятия йогой сразу с пранаямы или медитации, можно очень просто нарушить собственное психологическое здоровье, психическое равновесие – ведь здесь нет никакой обратной связи. Если вы выполняете асану и испытываете при этом боль, вы задумаетесь, в чем дело, и попытаетесь избавиться от нее. Здесь сработает здоровый инстинкт.
    Но если вы занимаетесь, к примеру, медитацией, то боль, которую вы можете причинить своей психике, никак не ощущается вами, и инстинкт самосохранения не сработает.
    – Кроме психического здоровья здесь есть угроза и нашей личности. Эта угроза – то, что все религии всегда называли тягчайшим грехом – гордыней. Духовная гордыня – самый страшный из грехов подобного рода. Человек начинает практиковать медитацию, чтобы доказать себе и другим, что он чище, лучше и духовнее окружающих. Если вы сидите по 20 минут в день с закрытыми глазами, а потом кичитесь этим перед другими или перед самим собой, то это верный признак того, что вы движетесь в неправильном направлении. Про таких в буддийских суттах сказано: «И в монастырях они захотят быть первыми».
    Ищите этого врага в себе и боритесь с ним. Его очень трудно обнаружить, так как нам сложно и неприятно осознать свою собственную гордыню, признаться в этом грехе самим себе. Он кроется под разными личинами – стремлением выполнять асаны лучше других, упоением мыслью о том, что йога, которой я занимаюсь, – самая подлинная, подчеркиванием того, что мой учитель самый лучший и т.п.
    – Это сложнейшая задача – убить собственную гордыню, нейтрализовать наше эго. Но без этого не будет подлинной йоги, настоящего продвижения по духовному пути. Но нет ничего невозможного. «Всякий, кто будет заниматься, достигнет вершин».

    Елена Федотова.






Добавить комментарий
* Ваше имя
* Текст
Контрольный вопрос

Десять минус три будет, прописью? (с заглавной буквы)

 *
Пункты помеченные * обязательны для заполнения!
Авторизация  
ЗОЖ в соцсетях  
Последние комментарии 
Добавил(а): Маша
К статье: Смелее применяйте АСД

Добавил(а): Лариса
К статье: Лечила печень морковкой и изюмом

Добавил(а): Лариса
К статье: Лечила печень морковкой и изюмом

Добавил(а): Таня
К статье: Когда пришла боль

Добавил(а): Таня
К статье: И я тоже спасаюсь уриной

Нас считают  

 © 2024 Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты