Видение истины
В восьмом номере нашего вестника вы прочитали материал «Зеркало души». Этот материал вызвал большой интерес читателей. Мы получили несколько писем, в которых читатели справедливо замечают, что в разговоре о йоге мы обратили внимание на ее, так сказать, внешнее проявление, но упустили проявление внутреннее. А точнее, опустили разговор о медитации. Сегодня с учетом этих вопросов Фаек Бириа продолжает тему. Речь, в частности, о медитации как способе расслабления.
Я бы не сказал, что медитация – идеальное средство. Вопрос в том, что под самой медитацией понимать. Медитация – слово, образованное от латинского корня, и им, как правило, пользуются именно на Западе, для обозначения трех последних стадий йоги – сосредоточения, созерцания и реализации. Традиционная йога к термину «медитация» относится весьма скептически. Бум медитации на Западе начался с трансцендетальной медитации Махариши. Что это такое? 10-20 минут в день вы сидите в удобной позе, закрыв глаза, и повторяете мантру – так называется священный слог. Современный человек настолько устает от агрессии и враждебности, скорости и спешки, шума и стресса, что когда ему предоставляется возможность на несколько минут забыть обо всем, закрыть глаза и просто спокойно посидеть в тишине, то это быстро порождает в нем состояние покоя, умиротворения, благополучия. Естественно, регулярное расслабление такого типа благотворно сказывается на нервной системе. Но это вовсе не медитация, а всего лишь одна из многочисленных разновидностей сидячей релаксации. «А как же мантра?» – спросите вы. Еще лет двадцать назад, когда американцы – нация молодая, и поэтому, наверное, наивная и доверчивая – увлеклись медитацией, в многочисленных научных экспериментах было установлено, что благотворный эффект «медитации» одинаков и не зависит от того, повторяете ли вы мантру, бессмысленный слог или, к примеру, слово «один».
В принципе, в такого типа релаксации и повторении ничего плохого нет. Не надо только называть это медитацией и ждать, что в вас пробудится некая Божественная сила.
Гораздо опаснее, если вы повторяете мантру постоянно, а тело и ум нездоровы, и воля несильна. В этом случае медитация может стать чем-то вроде наркотика, и вам в дальнейшем будет трудно без нее обходиться.
Так же все-таки понимает под медитацией настоящая йога. Первые пять ступеней практики (включая асаны и пранаяму) йоги называют внешними составляющими, а три последние (то, что мы и называем медитацией) – внутренними. При этом, вслед за отцом йоги Патанджали, они подчеркивают, что практиковать можно только внешние составляющие (то есть, например, выполнять асаны или делать пранаяму), а практиковать внутренние составляющие, то есть, собственно медитацию, невозможно. Медитация, по определению (Патанджали, это не практика, а состояние, которое возникает (или не возникает) в результате практики внешних составляющих йоги.
Это первый момент ортодоксального понимания медитации. Второй аспект – интенсивность и длительность занятий. Двадцатью минутами в день никогда не ограничивался ни один духовный поиск ни в какой из мировых традиций. Но это не означает, что если вы будете часами заниматься пранаямой или повторять мантру на протяжении многих лет, то в конце концов попадете в состояние медитации или достигнете просветления. Отнюдь. Единственное, чего вы добьетесь, так это расшатаете здоровье, растеряете друзей и разрушите семью. Йоги не зря подчеркивают, что только все восемь аспектов в их единстве поведут вас по пути духовного совершенствования. Все священные тексты утверждают, что для того, чтобы подготовить себя для возможности медитации, абсолютно необходимо закалить тело и ум при помощи асан и пранаямы, укрепить себя физически, психологически, духовно. Когда в нас пробуждается энергия, мы должны быть готовы к этому: наше тело и психика должны быть абсолютно здоровыми. Пробуждение внутренней энергии – это шок, и можно себе представить, что происходит с телом и душой, если они не способны перенести его. В Бхагавад Гите могучий герой Арджуна просит Бога Вишну о том, чтобы тот предстал перед ним. И Бог отвечает: «Я дам тебе такое зрение, которое способно вынести мой вид». Вот каким сильным нужно быть, чтобы пережить видение истины.
Поэтому так важно постепенное овладение стадиями йоги. Также велика и роль Учителя.
Даже если вы не ставите перед собой каких-то высоких целей, а просто хотите укрепить здоровье, улучшить самочувствие, изменить свое отношение к жизни, начните с самого простого – выполнения поз йоги. Относитесь к занятиям рационально и благоразумно, ставьте перед собой конкретную земную цель, и вы увидите, как быстро улучшится ваше здоровье, поднимется настроение, вы почувствуете себя сильнее и более уверенными в себе. И тогда совершенно естественно вы сможете осуществить переход к чему-то высшему, тому, что, по выражению Патанджали, позволит вам «плыть против течения жизни с радостью и блаженством».
Фаек Бириа.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной