Блокадное детство не забывается
Наша семья Голубевых приехала в Ленинград в 1938-м. А через три года в один момент кончились радость и спокойствие довоенной жизни. Папа скоро ушел на фронт, а наша молодая мама осталась с тремя детьми на руках. Мне, старшей, было 10 лет, а Зине и Володе – по пять. В первые дни бомбежек, как и все жильцы нашего дома, пряталась в бомбоубежище. Но бомбежки бывали так часто, иногда с интервалом 15-20 минут, что мама перестала спускаться в подвал, а при налете только вставала в дверном проеме, прижимая нас к себе, и ждала…
Весной, взяв за руку сестру Зиночку, я отправлялась в поля на поиски «крахмала» – так мы называли мерзлую картошку, которая перезимовала в земле и приобрела синий цвет – это было настоящее спасение для обессиленных голодом людей. Никогда не забуду, как в один из таких походов мы с Зиночкой попали под бомбежку и несколько осколков рикошетом от трамвайного полотна попали в нас: с рассеченной бровью, хромая, я изо всех сил тянула сестренку, у которой от осколочной раны расплывалось на руке кровавое пятно. А кругом стоны раненых, рев сирены, мертвые тела.
Мы, дети, как могли, старались помогать взрослым. Например, ходили по квартирам, искали умерших. Страшное занятие! Часто натыкались на тяжелораненых и обессиленных людей, которые даже не просили есть, а только пить. Мы бежали к реке, кое-как зачерпывали воды, а вернувшись, часто обнаруживали, что человек, не дождавшись этого глотка, скончался.
Потом нас эвакуировали в Костромскую область, и всем удалось выжить. А вот папа с фронта не вернулся. Знаю, что он похоронен в поселке Мга под Петербургом. У меня просьба к зожевцам, живущим в этом поселке. Может, они знают памятник с надписью «Голубев Александр Александрович, 1909 года рождения, погиб 24 сентября 1943 года»? Приехать я уже не смогу, а хотелось бы иметь хоть фотографию.
Самохвалова В.А.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную