Радуюсь тому, что живу, что могу помочь детям, вижу солнце и слышу пение птиц
Желаю здравствовать всем работникам, издающим эту удивительную газету. С ЗОЖ у нас юбилей – 10 лет вместе. Десятки людей по моему совету подписались. А еще очень многие пользуются моими подшивками. Кроме того, имею почти все журналы «Предупреждение» и «Предупреждение Плюс». То есть за 10 лет доказала свою верность газете. Ведь сейчас на тему лечения столько разных газет, журналов, что можно запутаться. Верность же ЗОЖ доказывает его нужность людям… Со всем ли, что печатается, согласна? Не всегда. Но и из несогласия можно извлечь пользу.
Очень хорошо, что газету читают и молодые. Может быть, наши рассуждения именно о смысле жизни помогут кому-то найти выход из тупика.
Пару слов о себе: я такая же, как многие зожевцы, из того страшного военного детства: 1941 год, эвакуация, бомбежка, убивают отца (инвалида Гражданской). Вместе с бомбами немец не сбрасывал справки, и всю свою сознательную жизнь я не могла объяснить, где мой отец.
Мать тоже потерялась, а мы (трое детей) оказались через месяц в Ташкенте, а потом, два месяца спустя, нашлась мама. Не буду описывать все перипетии того времени. Но в свои 5 лет я уже была большая: в колхозе за комбайном собирали мы, дети, колоски, босые, по ключей стерне, на солнцепеке; а с 7 лет – сбор хлопка. И учебный год начинался в ноябре месяце.
Старший брат в начале 1944 года снял с себя бронь (он был трактористом-комбайнером) и добровольцем ушел на фронт. В августе погиб. А старшая сестра с 13 лет (прибавив себе 2 года) уже работала санитаркой в госпитале. Она уже тоже давно в ином мире. А я вот, несмотря ни на что, живу.
В этом году мне исполнится 69. Ревматик с 5-летнего возраста, перенесла две операции на щитовидке и живу на гормонах (в августе будет 40 лет после второй операции).
Родила и воспитала пятерых детей. Будучи матерью троих, окончила на 30-м году институт, двое родились во время учебы в институте.
Я не только работала, но еще и хорошо училась – на «отлично» по всем предметам. Получала повышенную стипендию. Была радость и жажда учебы. До института я окончила техникум, получила профессию плановика-экономиста, уже имела дочь, но первый брак распался. Хрущев провозгласил лозунг – нам экономисты не нужны, каждый рабочий должен сам уметь считать на своем рабочем месте. В итоге я не могла устроиться на работу; работала на турбазе, заведующей клубом, экскурсоводом, ведь была двухлетняя девочка на руках.
Бросила заочную учебу в экономическом вузе и пошла на 1-й курс технического, специальность – машины и аппараты пищевых и химических производств. Днем работала, училась на вечернем отделении, девочка в круглосуточном детском саду.
В 1961 году была страшная эпидемия гриппа. Его тогда называли гонконгским. Грипп перенесла на ногах. Он дал осложнение – энцефалит ревматического характера: больницы, спинномозговые пункции, парез правой стороны лица, нарушение сна, координации… Результат – II группа инвалидности и запрет учиться. Беру академический отпуск. Профессор Федоров, тогда очень пожилой человек, посоветовал: попробуйте родить, все может восстановиться.
И я рискую на второе замужество. Спасибо моему мужу, он не испугался. Но до беременности далеко, опять больницы, пневмоэнцефалография помогает «вернуть лицо» на место, снимает спазм пищевода, и я начинаю нормально кушать. Но тут аппендицит и операция, и опять больница, делают под местным наркозом, боятся давать общий.
Но вот наступает беременность: первое – нормализуется давление, появляется аппетит (весила 47 кг при росте 156 см), встал на место глаз, стала понемногу спать, почти перестали мучить кошмары. Перевели на III группу инвалидности.
Февраль 1964 года – рождается девочка весом 3950 г, восстанавливаюсь в институте уже на дневном отделении. Я и внешне расцвела. Еще через год после рождения сына сняли инвалидность. Кстати, на будущий год мы отметим мое 70-летие и 45 лет супружества.
1966 год. Заканчиваю институт, получаю назначение на работу под Магадан – Охотск, и еду из Астрахани на Север со всей семьей. Но никакие болезни не проходят бесследно. 1970 год – рецидив. Приговор – уехать с Севера. Бросаю интересную работу, аспирантуру и оказываюсь у сестры в Великом Новгороде. Спасибо ей и светлая ей память, что она приняла меня с моими детьми и мужем.
На работу по стечению обстоятельств я попала в профтехучилище преподавателем и оказалась очень даже на месте. Большой запас знаний сослужил мне так, что я до сих пор востребована как преподаватель, имею много заслуг и преподаю сварочное дело, учу мужчин.
Кроме всего прочего, пережила страшное горе – в 1996 году убили мою старшую дочь. Самое страшное в жизни – терять детей. За 5 месяцев выросла новая опухоль на щитовидке – и новая операция. Инвалидность II группы и постоянный прием гормонов. Не выпила – могу упасть на улице.
Но руки не опускаю. Ведь оказавшись в Новгороде, я родила еще дочь и сына (на 38-м году) и не жалею.
Когда у меня спрашивают, как здоровье, а спрашивают часто, отвечаю: «Хуже, чем было, но лучше, чем будет»… После болезни была нарушена координация, но постоянные занятия рукоделием (спицы, крючок и вышивка) помогли ее восстановить. Между прочим, вот уже в течение 30 лет я преподаю рукоделие на самых разных курсах.
Кроме того, это мое хобби не дало сломаться после страшного горя, а вышивка позволяет творить. Ведь человек по своей сути – творец. Считаю, творишь – значит, живешь.
Я считаю, что каждый человек проходит несколько этапов жизни, и в каждом есть свои плюсы и минусы, но если он видит эти плюсы и минусы, если он себя постоянно анализирует и воспитывает, значит, он мудрый человек.
Говорят об одиночестве. Да, это тяжко. А что-нибудь слышали об одиночестве вдвоем? Муж перенес несколько черепно-мозговых травм на работе, да и выпито немало, а теперь на учете в психоневрологическом диспансере. Смотрит телевизор и, сидя на диване, решает все проблемы. О прошлом еще можно поговорить, а о настоящем – ну никак… Вот вам и одиночество вдвоем.
Но у меня всегда есть дело, и я стараюсь на этом своем одиночестве не зацикливаться. Ищите себе дело, занятие, которое вам по душе, не замыкайтесь внутри, идите к Богу. Ищите и найдете!
Считаю, что смысл жизни искать не надо, надо жить и быть нужным: детям, внукам, друзьям и просто людям.
Сейчас занимаюсь своим жизнеописанием, чтобы дети, внуки знали, какого они роду-племени. Очень боюсь не успеть.
Не претендую на приз за письмо о смысле жизни, но радуюсь, что живу, что еще чем-то могу помочь детям, людям; что вижу солнце; слышу пение птиц; вижу, как почки набухают, трава поднимается; готовимся к новому огородному сезону в силу возможностей; что могу себя и мужа обслужить; что могу помянуть ушедших и помолиться за живых; что могу творить и вообще что нахожусь, несмотря ни на что, в здравом уме и твердой памяти.
Живите, любите, прощайте, не озлобляйтесь, радуйтесь, что живете! Вот вам и смысл.
Тамара Андреевна.
ЗОЖ: Адрес автора в редакции. По ряду причин – да и инвалид как-никак – отвечать на письма Тамаре Андреевне очень тяжело. Но адрес, повторяем, есть, и ваши письма дойдут до адресата.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной