Как наша лошадка заговорила
Прочла в вестнике об удивительно умных, прекрасных животных – лошадях, и всколыхнулись в моей памяти события «давно минувших дней».
Это случилось летом, если не ошибаюсь, 1942 года. Через наше село Ново-Андреевка Ставропольского края, ныне Ипатовского района, отступали советские войска. В один из летних дней моя мама, Третьякова Евдокия Никитична, и ее подруга, Сидора Ефросинья (не помню уж отчества), обнаружили в степи двух лошадок. Одна была смертельно ранена, а другая, красивая, со звездочкой на лбу, сильно хромала, но женщинам показалось, что они смогут ее выходить.
И действительно, лошадь с каждым днем все уверенней становилась на ноги, радостным ржанием встречала своих спасителей, в том числе и нас, детей. Все мы старались притащить лошадке корм посочнее, посытнее. В итоге наша питомица выздоровела и превратилась в удивительно изящное создание с блестящими боками, на высоких и сильных ногах с белыми «носочками».
Все бы ладно, но немец рвался к Сталинграду, и одна из частей осела в нашем селе. Возникла проблема – куда деть красавицу. Наши отважные и мудрые, тогда еще совсем молодые, мамы надежно упрятали ее, чтобы фашисты не конфисковали. Но самое интересное во всей этой истории было то, что животное словно чувствовало лютых ворогов и ни разу не издало ни единого звука.
И длилось это не день, не месяц, а полгода. Все это время мы были в оккупации, и с нами рядом находилась лошадка, которая на определенное время будто бы онемела. Как умудрялись наши мамы ее поить, кормить и содержать в чистоте, одному Богу известно.
Ну, а потом колесо истории повернуло вспять. Немцам пришлось драпать. В том числе и из нашего села. Стоял март, дороги развезло. Немцы ходили по дворам и всех «трудоспособных» детей и женщин выгоняли выталкивать из грязи транспорт. Мужчины-то в первые же дни войны все ушли на фронт.
И вот однажды рано утром в окно нашей хаты постучали. Мама открыла двери, когда ей сказали – свои. На пороге были партизаны. Следом вошли и войска.
И тут произошла удивительная вещь – наша лошадка «заговорила», она призывно и радостно заржала. Бойцы были в недоумении – откуда и как оказалась здесь лошадь? Женщины рассказали обо всем и подвели свою любимицу к командиру. Тот поблагодарил женщин, пожал им руки на прощание, и часть двинулась в погоню за фрицами. А мы стояли, махали руками вслед и плакали…
Все мы родом из детства. Я родом из военного детства. Близится мое семидесятилетие. Я родилась 15 октября 1936-го. Моя жизнь уже на исходе.
А главных героинь этих событий давно нет в живых. Так пусть их внуки и правнуки узнают о смелых и мудрых женщинах – их бабушках и прабабушках. Поминают их! И никогда не обижают прекрасных животных – лошадей! Прошу прощения за длинный рассказ. Писала и плакала. Это часть моей жизни. Она в памяти, она в сердце моем. Наверное, надо бы переписать письмо почище, но не стала – опять начну плакать.
Карпенко В.А.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную