Быстрый поиск рецептов
Реклама и поиск по сайту

Слово об аминокислотах

    В последнее время в среде медиков все больше говорят об аминокислотах. Они становятся предметом многочисленных исследований, экспериментов, научных рефератов и статей в популярных изданиях, рассчитанных на просто любознательных людей. Не случайно, поэтому по мере накопления информации об аминокислотах перед учеными и теми самыми любознательными открываются все новые аспекты влияния этих веществ на организм человека. Я не сомневаюсь в том, что настало время хотя бы бегло ознакомить с ними читателей вестника ЗОЖ.
    Итак, аминокислоты своеобразные «бусинки», из которых состоят белки – вещества, являющиеся основой жизни. Их 20 – аминокислот. Иногда называют большую цифру, но 20 – это классика. Некоторые из «бусинок» синтезируются в организме и потому называются «заменимыми». Другие организм человека может получить только с пищей, и потому они – «незаменимые». Естественно, что каждая аминокислота имеет свое имя. Имена эти латинские и непонятные, запоминать их не нужно, но, не называя их, писать дальше невозможно. Начну с «незаменимых».
    В свою преподавательскую бытность я предлагал студентам представить себе, что они получили телеграмму следующего содержания: «ФЛАГ ВЛИТ». И подпись – МТ. Телеграмма составлена из первых букв названий «незаменимых» аминокислот: фенилаланин, лизин, аргинин, гистидин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, триптофан. Из них аргинин и гистидин настолько важны, что «незаменимы» очень короткое время в младенчестве, а потом переходят в разряд «заменимых».
    «Незаменимые» аминокислоты немного похожи на витамины. Отсутствие их в пище приводит к тяжелым, а иногда и смертельным заболеваниям. К сожалению, не все пищевые белки состоят из всех 20 «бусин»-аминокислот. Некоторые содержат только 18, а другие и того меньше. Если речь идет о «заменимых» аминокислотах, то это не страшно, а если о «незаменимых», то такой белок не может удовлетворить наши пищевые потребности и называется «неполноценным».
    «Неполноценны» практически все растительные белки (некоторое количество «полноценных» есть в грибах). Положение спасает то, что в белках разных растений может не хватать разноименных аминокислот. В одном нет фенилаланина, но есть лизин, а в другом – наоборот: лизина нет, а фенилаланин есть. То есть нехватку «незаменимых» кислот в том или ином растительном белке можно компенсировать, съев другой растительный белок. Так как точный аминокислотный состав белков большинства растений неизвестен, то напрашивается важный вывод: растительная пища должна быть максимально разнообразной.
    Если это правило нарушается, а животных белков в пище не хватает, то развивается тяжелая болезнь квашиоркор. Она характерна для населения некоторых стран Африки и Азии. Прежде всего, заболевают дети до 5 лет. У них развиваются отеки, и они умирают.
    Добиться разнообразия растительной пищи в нашей стране за счет привычных нам овощей и фруктов практически невозможно. Расширить список потребляемых растений могут «дикоросы», так как на заморские редкости у большинства денег нет. Надо вспоминать культуру наших предков. Сныть и крапива, одуванчик, иван-чай и пырей, медуница, дудник, ряска и кисличка ушли с наших столов, а им надо бы вернуться.
    Животные белки тоже не все полноценны. Например, белок костей, хрящей, связок и кожи – коллаген (хозяйки его знают под названием желатин) не содержит триптофана и очень мало фенилаланина. Так что холодец или хаш, несомненно, белковая пища, но неполноценная. Их мы каждый день не едим. Но пищевиками-технологами давным-давно разработаны способы выделения белка из кожи и кости и добавления его в вареные колбасы. Люди моего поколения знают, как изменился их вкус. Так что рассматривать колбасу как полноценное белковое питание лучше не стоит. То же касается сосисок, сарделек.
    В понятие «полноценность» включаются еще два свойства белка. Во-первых, перевариваемость. Не все белки хорошо перевариваются. Тот же коллаген практически почти не усваивается, если его не варить часами. Во-вторых, «незаменимые» аминокислоты должны входить в белок примерно в тех же количествах, как и в белки человека. То есть белки молока коровы отличаются по этому показателю от белков молока женщины. Следовательно, они хотя и полноценны, но не полностью. Отсюда важнейший вывод – коровье молоко не может заменить грудное, женское. Известно: чем дольше малыш находится на грудном, естественном вскармливании, тем меньше он потом болеет.
    Следовательно, однообразия животных белков тоже быть не должно. Отсюда чем разнообразнее продукты на вашем столе, тем вы здоровее. Японцы ставят на стол до 40 блюд, которые и употребляют за обедом по чайной ложке каждое. Если учесть, что средняя продолжительность жизни японских мужчин 78 с половиной года, а женщин – 84,5, то сторонникам раздельного питания следовало бы очень и очень об этом подумать и свои взгляды пересмотреть.
    «Незаменимые» аминокислоты отличаются от витаминов тем, что в организме разрушаются, а витамины – почти нет. Но недостаточность их, как и нехватка витаминов, может вызвать заболевания.
    Приведу примеры некоторых из них, связанных с недостаточностью «незаменимых» аминокислот в пище. Так, при недостатке триптофана появляются симптомы нехватки витамина РР (никотиновой кислоты), так как этот витамин частично синтезируется у нас из этой аминокислоты. Сначала появляются воспаления кожи (дерматит) на симметричных, освещаемых солнцем местах (щеки, тыльная часть кистей рук и так далее). Затем появляется диарея (понос), а, в конце концов, и слабоумие.
    При недостатке лизина в пище беременной женщины у плода могут не заложиться зачатки зубов. А при недостатке его в пище кормящей женщины у ребенка сформируется дефектная эмаль зубов, и он потом будет маяться кариесом и гиперчувствительностью эмали.
    Недостаток в пище фенилаланина приведет к бледности кожных покровов, плохой переносимости солнечного света, слабому синтезу адреналина и норадреналина. Нехватка последнего отрицательно сказывается на деятельности вегетативной нервной системы, то есть все внутренние органы работают недостаточно интенсивно и не всегда согласованно. Возможно ослабление деятельности щитовидной железы, так как ее гормоны синтезируются из «заменимой» аминокислоты тирозина, которая, в свою очередь, образуется из фенилаланина.
    Недостаток метионина нарушает транспорт холестерина, процессы передачи сигнала в центральной нервной системе и реакции обезвреживания ядов в печени.
    С «заменимыми» аминокислотами тоже не все просто. Их синтез хотя и идет в организме, но может оказаться недостаточным во всяких необычных ситуациях, особенно когда возраст объекта, в них попавшего, – «восемнадцать с хвостиком» (ну, а хвостик длиннее 40).
    Так, например, при переломе может возникнуть дефицит аминокислоты пролина. Единственным его хорошим источником будет уже обсуждавшийся желатин. Так что через 10 дней после перелома (раньше нельзя) ешьте любое заливное до 0,5 кг в день (лучше всего холодец из костей). Только не забудьте закусить его витамином С и любыми препаратами железа (лучше всего антоновским яблоком, утыканным ржавыми гвоздями). Ешьте его неделю. В это же время разумно увеличить количество в организме глутаминовой кислоты. Хорошие источники ее – почки и сердце. И хотя людям указанного возраста субпродукты противопоказаны, все-таки при переломе поешьте их вместе с холодцом дня три.
    Некоторые «заменимые» аминокислоты уже стали препаратами официальной медицины. Связано это с тем, что они не только строят белки, но и обладают биологической активностью, выполняя в организме важные функции.
    Таков, например, глицин, который не только составляет треть аминокислот все того же коллагена, но и строит гем крови, а также в нервной системе участвует в процессах торможения. Поэтому его применяют в разных случаях чрезмерного возбуждения: «красном» инсульте или травме мозга, когда кровоизлияние формирует гематому («шишку»), которая давит на какую-то область мозга, вызывая ее постоянное возбуждение, неврозы, эпилепсию. Кроме того, тормозя центр боли, он уменьшает боль, вызванную другими недугами. Интересно, что глицин уменьшает влечение к спиртному и используется для лечения алкоголизма.
    Глутаминовую кислоту используют в фармакологии для лечения заболеваний центральной нервной системы. Ее применяют при эпилепсии, шизофрении, психозах, депрессиях, а в педиатрии у детей с последствиями родовой травмы, с отставанием в развитии и гиперактивностью.
    «Незаменимая» аминокислота метионин применяется при всех состояниях печеночной недостаточности. Главная его работа в этих случаях – удаление из печени лишнего жира. Это важно не только при отравлениях и гепатитах, но и при состояниях, вызванных неправильным поведением людей. Во-первых, при алкоголизме. Во-вторых, при злоупотреблениях некоторыми спортсменами препаратами для увеличения мышечной массы, прежде всего оротатом калия. В-третьих, в случаях, когда юные дамы поддаются на различные рекламы средств для быстрого сбрасывания лишнего веса и используют их. Так как жиру с бедер деваться, в общем-то, некуда, то он ложится в печень. Девушка будет стройная, но больная. Поможет метионин, но лучше обойтись без его помощи.
    К сожалению, с нарушениями обмена аминокислот связан ряд тяжелых заболеваний: цистиноз, фенилкетонурия (ФКУ – правильнее фенилпировиноградная олигофрения), болезнь «кленового сиропа» и ряд других. Самая страшная из них и наиболее часто встречаемая – это ФКУ. На 20 000 рождений один ребенок обязательно ею болен, и частота ее встречаемости растет. Связан этот рост с тем, что раньше, когда причину болезни не знали, дети, ее имеющие (это врожденная болезнь), обычно умирали, не оставив потомства. Когда выяснилось, что причина болезни определяется нарушением обмена фенилаланина, превращающегося в ядовитую для мозга фенилпировиноградную кислоту, а источником его является мамино молоко, то врачи научились создавать искусственные смеси, не содержащие фенилаланина. Дети стали выживать и рожать собственных детей, уже, к сожалению, наверняка больных.
    Во избежание неприятностей беременным женщинам не стоит употреблять сахарозаменитель аспартам, так как он богат фенилаланином. Для людей, не болевших ФКУ, он безвреден, если не подвергался тепловой обработке.
    Другие болезни обмена аминокислот встречаются редко, и вероятность встречи с ними ничтожна. Поэтому о них писать особо не стоит.

    Дмитрий Сумароков, доктор биологических наук, профессор. г. Москва.






Добавить комментарий
* Ваше имя
* Текст
Контрольный вопрос

Количество времен года (сезонов), прописью? (с заглавной буквы)

 *
Пункты помеченные * обязательны для заполнения!
Авторизация  
ЗОЖ в соцсетях  
Последние комментарии 

Добавил(а): Маша
К статье: Смелее применяйте АСД

Добавил(а): Лариса
К статье: Лечила печень морковкой и изюмом

Добавил(а): Лариса
К статье: Лечила печень морковкой и изюмом

Добавил(а): Таня
К статье: Когда пришла боль

Нас считают  

 © 2024 Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты