Селезенка: орган настроения
Про селезенку, в отличие, скажем, от вилочковой железы, слышал каждый. Однако немногие смогут объяснить, какую роль играет она в организме человека. Между тем еще древнеримский врачеватель Гален называл селезенку самым таинственным органом. И, похоже, с тех далеких времен она во многом остается для человека загадкой.
Корреспондент ЗОЖ Любовь Ульянова попросила заместителя директора по научной работе Института хирургии им. А.В.Вишневского РАМН, профессора, члена-корреспондента РАМН, лауреата Государственной премии РСФСР и Правительства РФ Валерия Алексеевича Кубышкина раскрыть некоторые "тайны" селезенки.
Валерий Кубышкин: Селезенка, в отличие от ее "соседей" – печени, желудка, поджелудочной железы, внешне очень скромный орган. Долгое время и относились к нему как к второстепенному, случайному, чуть ли не лишнему для человека. Эскулапы древности называли селезенку "второй печенью", выделяющей черную желчь, и считали, что она подавляет настроение, являясь сплином, раздражителем. Такие понятия есть в классической литературе.
Между тем селезенка – важнейший орган, который регулирует функции кроветворения, в частности, свертываемости крови, разрушения эритроцитов и т.д., являясь также фильтром для бактерий. Поэтому с болезнями селезенки чаще всего сталкиваются гематологи. Если несколько десятилетий назад селезенку в самых разных ситуациях, например, при травмах или заболеваниях, удаляли, по сути, не задумываясь, то сегодня используют все возможности, чтобы ее сохранить. "Малозначимому" органу придается колоссальное значение, ибо известно, что он обладает функцией иммунитета, защитных свойств организма. Почти 50% людей, у которых селезенка была удалена в детстве, не доживают до 50 лет.
ЗОЖ: Почему?
В.К.: Резко понижается иммунитет. У таких пациентов высокая склонность к пневмонии, тяжелым воспалительным и нагноительным процессам, которые протекают бурно и зачастую с развитием сепсиса – заражения крови, поскольку меняется защитная функция организма. В последние десятилетия много исследований и разработок направлено на то, чтобы максимально сохранить селезенку в тех случаях, когда необходимо ее оперировать.
ЗОЖ: А в каких случаях требуется операция?
В.К.: Заболевания селезенки бывают, к счастью, сравнительно редко, но дело в том, что она изменяется, как бы перестраивается при заболеваниях крови, печени, сосудов, которые питают внутренние органы, поскольку, повторяю, функции селезенки связаны с кроветворением. Бывает, нет выбора между консервативным лечением и удалением. Приходится удалять.
ЗОЖ: То есть, Валерий Алексеевич, если, например, заболит печень, это скажется и на состоянии селезенки?
В.К.: Безусловно. Но селезенка напрямую не подвержена болезни, которая поражает соседние органы. Просто при заболеваниях печени изменяется кровообращение, часто нарушается отток крови от внутренних органов, в результате чего селезенка может увеличиваться в размерах. К слову, это может быть одним из показателей нарушения функции печени.
Тем не менее у селезенки имеются и "собственные" заболевания, чаще всего кисты, в основе которых – расстройства, некоторые пороки развития организма или перенесенные травмы. Они могут проявиться у человека к 20, 30,40 годам, но чаще их обнаруживают педиатры. Это неопасные, непаразитарные кисты, однако если их размеры становятся значительными, они разрушают ткань селезенки, могут разорваться, нагноиться, оказывать давление на соседние органы, причиняя человеку физическое беспокойство. Более редки, но всегда опасны для жизни паразитарные кисты. Столь же редко бывают опухоли селезенки – доброкачественные и злокачественные.
ЗОЖ: Кисты требуют операции?
В.К.: Абсолютно необходимо удаление паразитарных кист. Небольшие непаразитарные кисты размерами в 5-6 см мы обычно не оперируем. Если же размеры кисты больше, она осложнена нагноением или причиняет физическое беспокойство пациенту, то современное оборудование позволяет просто прокалывать ее и опорожнять. Под воздействием определенных лекарств стенки кисты склеиваются, и она исчезает. В ряде случаев для удаления кисты селезенки используется и популярная в наши дни видеолапароскопическая техника, при которой в брюшной стенке через три прокола диаметром 5 мм стенки кисты иссекаются. Такие методы минимально травматичны. Вот и все: эстетично, а главное – сохранен орган.
Злокачественная опухоль удаляется вместе с селезенкой. Приходится убирать ее и тогда, когда опухоль поразила поджелудочную железу или желудок, поскольку селезенка находится с ними в одном сосудистом бассейне. Здесь уже нет выбора, так как речь идет о спасении жизни пациента.
ЗОЖ: Как болит селезенка?
В.К.: Болей практически нет. Они возникают только при чрезмерном увеличении селезенки вследствие роста кисты или опухоли.
ЗОЖ: Получается, человек может и не знать до поры до времени, что у него не все благополучно с селезенкой?
В.К.: К сожалению, так. Но это касается едва ли не всех хронических болезней органов брюшной полости: в 60-70% они выявляются случайно. Едва ли не каждый второй больной, у которого отсутствовали острые проявления, приходит на операцию со случайно обнаруженным заболеванием. Очень часто оно выявляется лишь при проведении УЗИ, которое сейчас весьма популярно и доступно.
ЗОЖ: Очень часто приходится слышать о повреждениях, разрывах селезенки при разных бытовых травмах, в дорожных авариях. Она что, такой нежный орган?
В.К.: Селезенка – чрезвычайно хрупкий орган. При ДТП, ударах в живот, нижнюю часть грудной клетки в первую очередь травмируются печень и селезенка, а потом все остальное.
Вещество, из которого она состоит, – пульпа – напоминает поролоновую губку, покрытую тончайшей пленкой ткани – капсулой. Иногда при хирургической операции на соседнем органе достаточно едва коснуться этой капсулы, и она повреждается. Остановить кровотечение при этом часто почти невозможно. Приходится селезенку удалять либо полностью, либо частично.
В таких случаях ее разрезают на мельчайшие фрагменты и помещают в сальник, под брюшину в разных частях живота. И ткань селезенки приживляется. Кстати, наш институт – одно из первых медицинских учреждений, где начали пересаживать фрагменты селезенки. Этот метод называется аутотрансплантацией селезенки.
ЗОЖ: Другими словами, полноценный орган существовать не может, а маленькие его кусочки – вполне?
В.К.: Да, и эти крошечные фрагментики селезенки – 2x2 мм – в значительной мере сохраняют для организма ее функции. Когда же они достигнут диаметра 1 см, то восполнят их почти полностью.
ЗОЖ: Селезенка - единственный орган, который приживляется частичками?
В.К.: В принципе, прижиться может любой орган. Но селезенка лишена всяких выделительных функций, ее структура – это сама кровь, поэтому она очень расположена к приживлению. Маленький же фрагмент, предположим, печени или поджелудочной железы ничего не дает, в его приживлении нет смысла.
ЗОЖ: Может ли человек жить полноценной жизнью, если селезенка удалена?
В.К.: В природе, в человеческом организме лишнего ничего нет, и все в значительной степени восполнить трудно. Что касается лиц с удаленной селезенкой, поскольку ее отсутствие понижает иммунитет, важно остерегаться переохлаждения, простудных, воспалительных заболеваний. Следует принимать препараты, в том числе из арсенала народной медицины, которые укрепляют иммунную защиту организма, включать в рацион питания больше зелени, овощей, фруктов, заниматься физическими упражнениями, закаливанием, вести здоровый образ жизни. Об этом ваша газета пишет практически в каждом номере. Периодически следует проводить анализ основных показателей крови.
ЗОЖ: И все же, Валерий Алексеевич, на что надо обратить внимание, если с селезенкой непорядок?
В.К.: Проблема в том, что специфические боли при заболеваниях селезенки обычно отсутствуют. Они в значительной степени присущи острым заболеваниям органов брюшной полости, а для хронических такая симптоматика скудна. В этом – одна из трагедий и пациентов, и врачей, и медицины вообще. Пациенты часто недооценивают роль малых проявлений. Врачи, к сожалению, тоже, бывает, склонны к этому.
Вот почему, когда какие-то болезненные проявления, отчетливый дискомфорт приобретают некоторую регулярность и держатся более 3-7 дней, надо непременно обследоваться. Увы, как правило, здесь не только сами люди, но и доктора подчас берут на себя смелость назначать лечение, исходя только из жалоб больного. И когда обследование наконец-то проводят, оказывается, уже поздно. Разумеется, такая беда касается в основном злокачественных опухолей.
Поэтому напомню современную позицию медицины: лечение может быть назначено после достоверно установленного диагноза, но не только руками-глазами врача, а соответствующими анализами, УЗИ и т.п. Всем нам это надо принять как догму, как инстинкт самосохранения.
К статье: Если камни в желчном пузыре, вспомните про спорыш
К статье: Кандида любит сладости и баню
К статье: Кандида любит сладости и баню
К статье: Если камни в желчном пузыре, вспомните про спорыш
К статье: Если камни в желчном пузыре, вспомните про спорыш