Быстрый поиск рецептов
Реклама и поиск по сайту

Вскрытие покажет?

 

    - Вы только не волнуйтесь, - говорил мне заведующий патологоанатомическим отделением Московской городской больницы № 54 Владилен Павлович Збановский. - Увидите все собственными глазами, тогда и беседовать нам будет проще.
    Какое там не волнуйтесь! Даже в самом страшном сне не могла представить себе, что окажусь в... прозекторской, там, где патологоанатомы производят вскрытие трупов - аутопсию (от греческого "autopsia", что означает "видение собственными глазами") для того, чтобы подтвердить или опровергнуть клинический диагноз, установить причину смерти больного, особенности течения недуга.
    - А еще мы в обязательном порядке исследуем органы, ткани и их части, что были удалены во время операций, - продолжал Владилен Павлович. - Вот, посмотрите. Из отделения урологии доставили удаленную у женщины почку.
    Перед моими глазами было что-то такое, похожее на гроздь винограда. Оказалось, это кисты. Они заполнены серозной жидкостью, коллоидными массами. Почечная ткань между ними атрофирована.
    Мой собеседник берет кусочки новообразований на гистологическое исследование. Они фиксируются в 10%-м растворе формалина, затем с помощью гистологической окраски будет определен характер кист - доброкачественные или злокачественные.
    - Ну, вот и все, - улыбнулся Владилен Павлович. - Не так уж и страшно, правда?
    Решила промолчать, потому что из прозекторской выходила с закрытыми глазами: на столе лежал подготовленный к вскрытию труп... Беседа продолжилась в кабинете заведующего.
    ЗОЖ: Так что же это за наука такая - патологическая анатомия?
    Владилен Збановский:
Очень нужная и важная наука. Патологическая анатомия - это анатомия больного организма. Слово "патологический" происходит от греческого "pathos" - "страдание", "болезнь". Мы изучаем с помощью научного метода, главным образом микроскопического, патологические процессы, происходящие в организме, изменения, возникающие в клетках и тканях.
    Изучая структурные основы болезни, патологическая анатомия обязательно касается ее непосредственной причины, этиологии, раскрывает механизмы развития болезни, то есть ее патогенез. Мы обращаем внимание на изменения клинико-морфологической картины заболевания под влиянием различных причин, которые носят название "патоморфоза", исследуем механизм и причины смерти. Словом, круг вопросов достаточно широк.
    ЗОЖ: Патологоанатомы констатируют факт: больной ушел из жизни по такой-то причине. Вскрытие трупов - только ради этого? Или патанатомия помогает лечебной медицине, двигает ее вперед?
    В.З.:
Мы сравниваем клинический диагноз с тем, что увидели при вскрытии. Либо подтверждаем, либо опровергаем его, бывает и так. Эти случаи обсуждаем на клинико-патологических конференциях, устанавливаем причины расхождения диагноза, говорим об ошибках, допущенных врачами. Кстати, они непременно присутствуют у секционного стола. Так что в определенном смысле патанатомия является для наших коллег как бы учебным процессом. А раз человек учится, значит, он узнает что-то новое, значит, есть поступательное движение вперед.
    ЗОЖ: Часто ли врачи вашей специальности "поправляют" тех, кто вел больного?
    В.З.:
Главный патологоанатом Москвы Олег Вадимович Зайратьянц называл такие цифры: в больницах нашего города расхождение в диагнозе по основному заболеванию составляет от 15 до 18%. Приведу такой пример.
    Ушла из жизни женщина, предполагаемый диагноз - острая непроходимость тонкого кишечника, развившаяся в грыжевом мешке вследствие ущемления этой кишки. На секции диагноз не подтвердился. Мы же обнаружили панкреатит в области тела и хвоста поджелудочной железы с множественными фокусами некроза. Это и явилось причиной смерти пациентки. А если бы ее лечили от основного заболевания, жизнь удалось бы продлить. Поправили врачей, но было уже поздно. Как говорится, урок на будущее.
    ЗОЖ: В народной медицине бытует мнение: всякое лечение следует начинать с очищения организма. Ведь не секрет, что мы зашлакованы "от и до". Подтверждается ли это на вскрытии? Есть нам что очищать?
    В.З.:
Конечно! В силу образа жизни, экологии, питания, каких-то болезней мы оказываемся такими "грязными", что порой становится страшно. Особенно страдают сердечно-сосудистая система, почки, печень. Мы видим, как засорен организм продуктами нарушенного метаболизма, как в почках развиваются участки атрофии, и многое другое.
    В ЗОЖ я читал немало интересных материалов, посвященных очищению организма. Даже сам применял некоторые рецепты.
    Особенно мне понравился способ очищения рисом, предложенный Ольгой Борисовной Молостовой в ЗОЖ (№7 (259) за 2004 год). Так что, полагаю, и многие читатели вестника найдут на его страницах простые, но эффективные рекомендации.
    ЗОЖ: Известные целители, среди которых и Надежда Семенова, утверждают, что толстый кишечник, как правило, забит каловыми массами, на стенках - наросты. Вам доводилось вскрывать толстую кишку? Что вы там видели?
    В.З.:
При исследовании толстого кишечника мы обнаруживаем чаще всего полипоз, опухоли, увы, в том числе и злокачественные. У больных пожилого возраста в результате нарушения моторных функций могут образовываться каловые камни. Они забивают просвет кишечника и иногда приводят к непроходимости. Видел все это неоднократно.
    ЗОЖ: Чтобы закончить разговор о кишечнике... В американской литературе были высказывания о том, что у 80% людей кишечник забит гельминтами. Так ли это?
    В.З.:
В моей 35-летней практике было всего два таких случая. Больше с этими паразитами на вскрытиях я не встречался. Однако должен заметить, что и в столь далеко некомфортных условиях гельминты чувствовали себя нормально, они существовали еще довольно долго в теле умершего.
    ЗОЖ: Скажите, пожалуйста, исследовали ли вы вещество, которое оседает на стенках кровеносных сосудов? Что оно собой представляет?
    В.З.:
Сосуды кровеносной системы мы тщательно исследуем во всех смертельных случаях. А если человек ушел из жизни по причине сердечно-сосудистых заболеваний, обращаем пристальное внимание на степень поражения сосудов атеросклерозом, это в первую очередь. Определяем уровень и процент сужения сосудов, степень поражения коронарных артерий по площади атеросклеротическими бляшками.
    Развитие атеросклероза определяется состоянием сосудистой стенки. Так, например, инфекции, интоксикации, артериальная гипертония ведут к поражению стенки артерий. А это, в свою очередь, "облегчает" возникновение атеросклеротических изменений.
    На секции мы ясно видим очаговое разрастание соединительной ткани, приводящее к формированию атеросклеротических бляшек. Они состоят как бы из трех элементов: жировой компонент - холестерин, белковый - это липопротеиды и клеточный. Мы можем проследить при вскрытии несколько стадий развития атеросклероза.
    Первая, когда холестерин откладывается в виде пятен или поверхностных бляшек. На второй стадии образуются фиброзные бляшки - они плотные, овальные или круглые. По цвету - белые или бело-желтые, содержащие липиды. Часто они сливаются между собой, придают внутренней поверхности сосуда бугристый вид и резко сужают его просвет. Фиброзные бляшки довольно глубоко, порой до мышечного слоя, проникают в стенки сосудов.
    Завершающая фаза атеросклероза характеризуется отложением в фиброзные бляшки солей кальция, то есть их обызвествлением. Бляшки приобретают каменистую плотность, стенка сосуда в этом месте резко деформируется. Все это мы видим при вскрытии, а микроскопическое исследование позволяет уточнить и дополнить характер и последовательность развития изменений, которые свойственны атеросклерозу.
    ЗОЖ: Допустим, причиной смерти человека стал инсульт. На что патологоанатом обращает внимание? Он исследует только те органы, которые привели к летальному исходу, или в поле его зрения попадают, к примеру, суставы?
    В.З.:
Если больной ушел из жизни от инсульта, мы исследуем артерии головного мозга. Что касается суставов... Допустим, у этого человека в истории болезни записано, что у него, помимо инсульта, еще и ревматический полиартрит. Тогда из суставной сумки берем на гистологию кусочки, чтобы подтвердить наличие и этого заболевания.
    Что же касается позвоночника, артрозов и прочих суставных недугов, то ими занимаются патологоанатомы специализированных клиник, связанных с болезнями опорно-двигательного аппарата.
    ЗОЖ: Не секрет, что сейчас наблюдается прогрессирующий рост заболеваний. Поспевает ли за ним наука? Есть ли прорывы на этом фронте? Каким вам видится завтрашний день патологической анатомии?
    В.З.:
Вы правы, люди болеют чаще, тяжелее. Но медицина ведь не стоит на месте, хотя идет она вперед не такими семимильными шагами, как хотелось бы. Многие представители официальной медицины берут на вооружение фитотерапию, используют лекарственные травы и так далее. То есть, происходит сближение традиционной и народной медицины, и это очень хорошо.
    Что касается патологической анатомии, могу сказать следующее. Только в XVI веке начали накапливаться материалы по патанатомии болезней, полученные при вскрытии трупов. Большая роль в развитии патологической анатомии принадлежит немецкому ученому Рудольфу Вирхову, который в 1855 году создал теорию клеточной патологии.
    В нашей стране первые вскрытия проводились с 1706 года, когда по указанию Петра Первого были организованы медицинские госпитальные школы. Понятно, что с той поры в нашей науке совершено немало открытий. И за последние десять лет появились новые, самые современные методы исследования. Теперь мы можем определить гистогенез опухоли, что еще совсем недавно считалось невозможным, подсказать клиницистам ход лечения того или иного заболевания, и так далее.
    ЗОЖ: Как нужно вести себя, чтобы как можно дольше не попасть к вам на стол?
    В.З.:
Надо вести здоровый образ жизни, в этом я убежден. Ни в коем случае не поддаваться болезням, а уж если человек заболел - не паниковать, постараться справиться с недугом. Обязательно правильно питаться, заниматься физкультурой. Наступила осень - время простуд, ангин, ОРВИ. Тут еще и грипп нам неизвестный сулят. Надо встретить все эти неприятности во всеоружии. И ЗОЖ тут, на мой взгляд, главный помощник и советчик.

    Беседу вела Светлана Пальмова.

    ЗОЖ: Существует что-то вроде анекдота. Умер чукча. Спрашивают: "А от чего он умер? Что показало вскрытие?" Отвечают: "Вскрытие показало, что чукча умер от вскрытия".
    Так и у нас. Читатель скажет: "Ну что мне эта патологическая анатомия, если она своего рода постфактум".
    Не совсем так, друзья. Мы ведь не можем заглянуть внутрь себя подчас даже с помощью самых совершенных приборов. Скажем, существуют некие шлаки или нет? Многие врачи, в том числе и высокопоставленные, на вопрос о шлаках, скептически усмехаясь, говорят: "Откуда они в организме? Кто их видел? Это все выдумки оголтелых натуропатов".
    Так вот, человек, который все видел, - это врач-патологоанатом. В данном случае Владилен Павлович Збановский. И нам было очень важно услышать из его уст, существуют ли шлаки как таковые или нет, есть ли в толстом кишечнике каловые камни или это действительно выдумки? А атеросклероз? Неужели нельзя ничего придумать, чтобы очистить сосуды от этих самых проклятых холестериновых бляшек? Сегодня мы получили четкие ответы: что есть, а чего нет. Да, при этом остался некий налет разочарований. Мы так и не узнали, как избежать неприятностей, которые происходят с нашим организмом в процессе жизни. Однако мы будем искать эти ответы и надеемся их найти, в том числе и с вашей помощью.




Добавить комментарий
* Ваше имя
* Текст
Контрольный вопрос

Естественный спутник земли? (с заглавной буквы)

 *
Пункты помеченные * обязательны для заполнения!
Авторизация  
ЗОЖ в соцсетях  
Последние комментарии 
Добавил(а): Аля
К статье: Смелее применяйте АСД

Добавил(а): Сергей
К статье: Терпение плюс чистотел

Добавил(а): Татьяна
К статье: Рецепт для лечения суставов

Добавил(а): Елена
К статье: И я тоже спасаюсь уриной

Добавил(а): Лариса
К статье: Использую глину красную

Нас считают  

 © 2024 Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты