Добрая фея лесов и болот сушеница топяная
Давно это было, но помню, как сейчас: июльская жара раскаляет добела песчаные грунты Полесских лесов. Золотоствольные сосны запрокидывают свои кроны в синее небо. Растительное царство притихло в ожидании живительных дождей. Горячие торфяники растрескались многоликой мозаикой. Синеватая дымка дрожит под знойным солнцем.
Пора заготавливать сушеницу. Ее серовато-белесые тельца цепляются за землю слабенькими ниточками-корешками и распластываются низенькими ответвлениями.
Леда - 18-летняя кобыла, старая труженица смолокурного заводика в глубинке Цуманских лесов - с удовольствием берет из моих рук своими бархатными губами кустики серебристой травы.
В марте она чуть-чуть не умерла от глубокой раны на животе - такой, что было видно ее нутро. Одинокий покалеченный волк, давно потерявший свою волчицу, по старости изгнанный из стаи, хитрющий, озлобленный, благополучно избегавший охотничьих засад, вот уже несколько лет нападал на людей, собак и лошадей, если они по каким-то причинам приближались к его логову - "Чертовому оврагу".
В один из мартовских дней весенней оттепели смолярский рабочий, горбун Михайло выкорчевывал на лесных проталинах сосновые пни. Он всегда работал в одиночку со старой кобылой Ледой - она давно уже не жеребилась, нравом отличалась покладистым. Обкапывал Михайло пень, освобождал от песочного грунта еще живые золотистые корни, затем обвязывал пень бечевой, и Леда вытягивала из земных глубин смолистое сокровище.
Михайло растерялся, когда на него прыгнуло лохматое чудище, придавило его к земле, - он так близко увидел желтые глаза, подсвеченные зловещим огнем, - и первой мыслью было: "Это смерть". Зловонный дух волчьей пасти ударил ему в нос, зверь пытался добраться до горла, шматовал его ватник, рвал ватные брюки, валенки в резиновых чунях. Тихая, покладистая Леда не сбежала, она даже не испугалась, а пыталась затоптать волка передними копытами. Когда же Михайло топором оглушил зверя, а затем прирезал его ножом, который всегда носил за голенищем валенка, Леда лежала на земле, содрогаясь всем телом - густая кровь вытекала из ее разорванного чрева. Михайло обрадовался, что кишки не разорваны, затолкал свою рубашку в эту страшную рану.
На его крики о помощи вскоре сбежались работавшие неподалеку люди, отвезли Леду и уже обессилевшего от рваных ран Михайло на смолярку.
На срочный вызов бабушка Елена взяла меня с собой (барак наш находился в полукилометре от смолокурни). Она промыла раны Михайло густым раствором марганцовки, забинтовала полотняными полосами. Затем долго возилась с Ледой: после дезинфекции свежим дегтем зашила суровыми нитками ее рану. И всю ночь мы лили крепкий настой сушеницы топяной на раны страдальцев. Под утро прилегли на сеновале, тут же, в конюшне.
Лошади не спали, переговариваясь между собой тихим ржанием: "Мр-г-гы, мр-г-гы"...
- Ишь, шепчутся, сочувствуют, сострадают...
Утром, после недолгого сна, бабушка осмотрела кобылу и, горестно покачивая головой, бормотала:
- Лежит Леда - плохой знак. Лошади редко ложатся, к смертушке это.
И снова мы поили лошадку крепким настоем сушеницы - пить она не хотела, все отворачивала морду. Бабушка велела рабочим держать ее рот открытым и вливала настой из четвертной бутыли насильно. Деревянную чурочку затолкала в виде распорки к самому горлу. Леда захлебывалась, но глотала снадобье, из ее печальных глаз текли слезы, и не брыкалась - не было сил у лошадки.
Двое суток боролась Ледушка за свою жизнь, а на третьи поднялась. Спала стоя, покачиваясь, и, когда казалось, вот-вот упадет - встряхивалась и просыпалась. Начала есть. Сама выпила овсяный напар с мелко порубленной сушеницей.
Правая, искусанная волком, рука Михайло распухла, приобрела зловещий багрово-синюшный оттенок. Бабушка обкладывала ее напаренной сушеницей, густо сдобренной солью. Михайло кричал от тяжких болей, прогонял бабушку, матерился, просил дать ему спокойно умереть.
- Гангрена у тебя начинается, гангрена, богохульник несчастный. У кобылы, своей спасительницы, учись терпению. Отпанахают руку.
Михайло просил "отпанахать", лишь бы не болела.
- Чудак-человек, руку отрежут, а она болеть все равно будет. Лечись и Богу молись, есть надежда на спасение, - уговаривала его бабушка и отпаивала все той же сушеницей. И от лихорадки давала пить водный настой хрена через каждый час.
...Михаило выжил, и руку ему сохранила чудодейственная сушеница топяная.
Леду мы часто брали с собой на заготовки трав и просто так любили общаться с ней:
- Ледушка, лошадка, умница...
И в ответ - тихое: "Мр-г-гы... мр-г-гы"...
Сушеница топяная (она же - болотная) - Gnaphalium uliginosum.
Знаменитый бунтарь в медицине Средневековья врач Парацельс уделял сушенице топяной особое внимание. Его научные труды о методах лечения различных заболеваний лекарственными травами не утратили своего значения до сих пор. Уже тогда Парацельсу были известны сосудорасширяющие возможности растения, а именно: периферических сосудов, капиллярной системы кровоснабжения. При ее применении снижается артериальное давление, успокаивается, нормализуется сердечный ритм, усиливается перистальтика кишечника. Это противовоспалительное, вяжущее, антибактериальное, спазмолитическое и успокаивающее средство. Масляные экстракты сушеницы усиливают регенеративные процессы в тканях.
• Гипертония, причиной которой является почечное поражение, особенно в молодом возрасте.
Лекарственный сбор: сушеница топяная - 2 части, желтушник, цветы и надземная часть цикория, чистотел, семена моркови дикой - по 1 части.
Две ст. ложки растертого в порошок сбора залить 0,5 л кипятка, настоять ночь. Принимать 3 раза в день перед едой: детям от 3 до 14 лет - по 50 г, от 14 лет - по 3/4 стакана.
• Гипертония, связанная с забитыми холестериновыми пробками желчевыводящими путями печени.
Сушеница топяная - 2 части, бессмертник, семена укропа - по 1 части.
Процесс приготовления тот же, что и в рецепте № 1.
При лечении гипертонии процесс излечения усиливается с принятием 20-30-минутных ежедневных горячих (37-42°С) ножных ванн из настоя сушеницы (сколько угодно травы и сколько угодно ванн - по показанию).
• Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (исчезают боли, к больным возвращается хорошее самочувствие).
В лекарственный сбор из сушеницы топяной можно добавить валериану лекарственную или синюху голубую:
Сушеница топяная - 2 части, синюха голубая, тысячелистник - по 1 части.
2 ст. ложки сбора залить 0,5 л кипятка, настоять ночь, пить по 3/4 стакана 3 раза в день за 10 минут до еды. Непосредственно перед едой принять 1 ч. ложку картофельного крахмала, разведенного 30-50 мг воды (взболтать и быстро выпить).
• Бессонница и стенокардия.
Сушеницу топяную можно использовать в настое как одну, так и в сборе с вереском, хмелем, мелиссой, цветами боярышника, взятыми в равных частях: 2 ст. ложки на 0,5 л кипятка, настаивать ночь, принимать по 3/4 стакана 3 раза в день перед едой.
• Боли в конечностях, недостаточное периферическое капиллярное кровоснабжение, спазмы сосудов, частичная непроходимость артерий, трофика, дефекты артериальных клапанов.
Для всех страдающих этими болезнями сушеница топяная - настоящее спасение.
Не ждите, пока почернеют пальцы, не надейтесь на трентал, никотинку, эксполипен, на АТФ, фосфадент. Боритесь каждый день, найдите для себя выход!
Сушеница топяная растет повсюду, где есть леса, поляны, торфяники.
Свежая трава экстрагируется в растительном масле: до половины заполнить стеклянный сосуд растертой травой и залить нерафинированным растительным маслом; настаивать на солнце 2-3 недели.
Показание:
- трофические язвы (тампоны, масляные повязки).
- облитерирующий эндартериит (втирание масла от стоп до паха).
- слоновая болезнь (втирание масла в места застоя лимфы (лимфоузлы) и даже накладывание масляных компрессов).
Дополнительные рецепты.
• 10 г или 2 ст. ложки травы на 200 г кипятка - по 1/3 стакана настоя 3-4 раза в день после еды - при гангрене, эндартериите, мигрени, при фантомных болях.
• 50 г сухой травы на 1 л кипятка, кипятить 2-3 минуты - для повязок и орошений, для ирригаций при эрозиях шейки матки, различных женских заболеваниях. (При сужении мочевого канала у мужчин - орошение через катетер на ночь.)
Не забудьте охладить и настоять отвар, затем, после 8-10 часов, процедить его.
• При трофических гноящихся, долго-долго не заживающих язвах есть еще одно замечательное средство.
Приготовьте синий йод: 150 г воды довести до кипения; в 50 г холодной воды добавить 1 десертную ложку картофельного крахмала и 1/4 кофейной ложечки лимонной кислоты (хорошенько размешать и влить в 150 г кипятка; помешать и снять с огня. 2 ст. ложки перемолотой сухой травы сушеницы топяной (полно в аптеках) всыпать в кисель; настоять еще 22 часа.
Кисель охладился. Влить в него 1 чайную ложку 5%-го йода. Размешать.
Промыть язву (перекисью водорода, раствором фурацилина или раствором риванола), подсушить рану марлевой салфеткой. Затем стерильным бинтом в один слой накрыть рану и лопаточкой (деревянной, конечно же, и стерильной) густым слоем наложить синий йод с сушеницей. Менять 3-4 раза в сутки, не давая содержимому засохнуть. С 22 часов до 8 утра не трогать. Утром промыть и повторить процедуру. И так - целую неделю.
Принимать при этом внутрь настой сушеницы, приготовленный по вышеописанному рецепту: 10 г или 2 ст. ложки травы на 200 г кипятка - по 1/3 стакана настоя 3-4 раза в день после еды.
При хорошей регенерации тканей перейти на одноразовые накладывания синего йода с сушеницей в сутки.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную