Не бойся пота, напор удвой, крути, работай!
«Мы ничего не придумываем» - так называется одна из рубрик ЗОЖ. Письма-исповеди, которые публикуются здесь, уверена, заставляют сильнее биться сердца, сопереживать, радоваться вместе с их авторами.
Ничего не придумываю и я. По специальности я инженер-прочнист, закончила МИФИ. Но жизнь заставила меня изучать литературу по ортопедии, логопедии, ЛОР-заболеваниям, лечебному массажу и лечебной физкультуре, не говоря уже о народных методах лечения различных болезней. Строки, которые вы сейчас прочитаете, выстраданы мной. В них сфокусирована наша жизнь - моя и сына Максима. Жизнь, полная борьбы за каждый вздох, шаг, слово самого дорогого человека - сына.
Зная, какая громадная аудитория у газеты ЗОЖ, хочу помочь очень многим семьям, в которых дочки и сыновья больны детским церебральным параличом. Хочу подарить надежду тем родителям, которые не верят, как и я когда-то, в полное излечение больного малыша даже с легкой степенью паралича. А ведь это самое главное - поверить.
Итак, наша история.
День 1-й. Вот он - мой долгожданный малыш. Сестры говорят: счастливчик - родился в "рубашке". Но почему же он так долго молчит? Неужели обвилась пуповина? Слава Богу, заплакал - значит, живой. Только врач как-то виновато-жалобно на меня смотрит. Да покажите же мне мою крошку! Боже, у него так страшно вывернуты ножки. Двухсторонняя косолапость? За что, Господи?
День 3-й. Сцеживаю молоко пополам со слезами. Всем мамочкам носят детей. Где же мой малыш? Кормить нельзя, дайте хоть глянуть. Этот оранжевый комочек - мой сын? Гемолитическая желтуха, билирубин критический. Но ведь его еще можно спасти? Умоляю - не дайте ему умереть - ведь первый мой малыш по вине врачей родился мертвым.
День 4-й. Обменное переливание крови. Должны заменить 400 г крови малыша на кровь донора. Врачи говорят, что он может умереть каждую минуту. Стою в коридоре и вслушиваюсь в каждый звук из-за дверей операционной. Так страшно ожидание! Не молчи, малыш, не молчи! Слава Богу, закричал!
День 10-й. Наконец-то принесли мое чудо на первое кормление. Ого, как схватил мамину грудь! Значит, будешь жить, кроха. Но что это со мной? Страшная пронизывающая боль скрутила узлом мое тело - пельвио-перитонит. Срочная операция...
День 11-й. Вся в крови, бинтах и трубках. Как там мой сынок без мамы, жив ли, кто его кормит? Ничего не знаю. Под перекрестным огнем уколов и капельниц надо сцедить хоть капельку молока для моей крошки. Когда же конец этим мукам?
День 21-й. Нас выписывают. Наконец-то увижу свое дитя. О, Боже! Неужели этот страшный малыш с громадной головой и вывернутыми ногами - мой сын? Сто уколов в головку... Бедная крошка! Ничего, главное - живой.
1 месяц. Рентген показал дисплазию тазобедренных суставов. Двухсторонняя косолапость да еще дисп-лазия. Малыш мой, как же ты будешь ходить? Только вращения ножками по 50 раз утром и вечером смогут развить головку тазобедренной кости. Спасибо добрым людям за совет. Начнем, дружок?
3 месяца. Мы в ортопедическом отделении для лечения косолапости. Заковали крошечные ножки в гипсовые сапоги от паха до самых пальчиков. В гипсе до года или двух - наше ближайшее будущее. А как же купать тебя, сынок, как тебе жить в гипсе? Ни подмыть, ни искупать, ни посадить, мышцы атрофируются.
4 месяца. Мы с сыном спим лишь 15 минут в сутки. Малыш заходится криком уже третью неделю, накричал себе пупочную грыжу. Что же делать? Пальчики посинели и распухли! Неужто гангрена? Бегом в хирургию. Гипсовые сапоги распилили вовремя. О Боже, где же пяточки? Сапоги сползли, деформировали ножки, и пятка ушла внутрь. Нога как рука - неужели так бывает? А язвы какие страшные, под коленочками почти до кости - вот почему ты так кричал, мой бедный мальчик. Ну нет, больше никакого гипса! Я должна что-то придумать сама, должна.
Ночи без сна с одной мыслью: как спасти малыша? Штудирую учебник по детской хирургии. Как сделать, чтобы пяточную кость и головку тазобедренной кости развить и от косолапости избавить малыша? В идеале - это езда на велосипеде с закрепленной стопой. Но не в 4 же месяца сажать ребенка на велосипед? Ура! Помогут резиновые бинты, закрепленные на бедрах и на ботиночках. Получится имитация езды на велосипеде, лежа в детской кроватке. Только на такие крошечные ножки ботинок еще не придумали. Придется надевать много-много носочков, чтобы закрепить от проворота стопу в ботинке. И купаться теперь можно с удовольствием, и массажики делать, и зарядку всем мышцам.
6 месяцев. Опрокинулась прогулочная коляска. Справа на голове гематома. Положили в нервное отделение, кололи пенициллин, потом перешли на стрептомицин, о противопоказаниях которого мы узнали только через пять лет. Ох, и аукнутся еще нам эти уколы!
10 месяцев. На консультации у психоневролога малышу поставили диагноз - детский церебральный паралич - и удивились, как нам удалось укрепить мышцы ног при спастической диплегии. Спасибо резиновому велосипеду - он тренирует мышцы каждую минуту. Но ходить не получается - отсутствует шагательный рефлекс. Ножки, как каменные столбы - спастика. Придется маме попотеть не одну неделю: ножки в мамины руки и вперед - по 3-4 часа в день вырабатывать рефлекс.
1 год. Ура! Прошел через комнату сам. Неужели мой сын с параличом и косолапостью пошел в год, как все нормальные дети? Не зря, значит, были бессонные ночи и сумасшедшие по напряжению дни. Разве есть человек счастливее меня на этом свете?
1 год 2 месяца. А теперь, малыш, попробуем освоить настоящий трехколесный велосипед. Ножки не держатся на педалях? Придется привязать, а ботиночки
будем надевать наоборот: левый на правую ножку, а правый - на левую. Это нам поможет еще быстрее преодолеть косолапость. Из комнаты на кухню и обратно на велосипеде. И опять придется маме по три часа в день давить твоими непослушными ножками на педали, чтобы выработать привычку.
В голове моей победно крутится песня про велосипедиста: ..."Вперед, не плача, давай крути - найдет удача тебя в пути. Не бойся пота, напор удвой - крути, работай и финиш твой!" Могла ли я тогда предугадать, что когда-нибудь ты придешь к финишу настоящих велосоревнований первым? Конечно, нет! Я тогда мечтала только, чтобы ты ножки научился правильно ставить, чтобы никто не показывал на тебя пальцем.
1 год 8месяцев. Направили моего мальчика в областной психоневрологический санаторий в Челябинск для лечения ДЦП на целых четыре месяца. Увы - сожгли парафином ножки. Разучилась моя крошка не только ходить, но и говорить - за 4 месяца не сказал ни слова. Мне кажется, что сын плохо слышит, но врачи говорят - олигофрения. Не верю! Ведь со мной он говорит и даже песенки поем вместе. Господи, дай силы бороться...
2 года 4 месяца. Друзья по несчастью посоветовали ехать лечить сына грязями и морем на детский курорт, в Евпаторию.
Прилетели мы в Евпаторию со своим велосипедом: в одной руке сынуля с температурой 39°С (начался внезапно отит), в другой велосипед, а саквояж с вещами за спиной. Спасибо добрым людям - отвели на квартиру, подсказали, где купить курсовку для лечения и питания. В больницу и на процедуры, в грязелечебницу и на массаж, в столовую и на пляж - везде успеваем. Спасибо велосипеду! Что бы мы делали без него?
Три месяца в Евпатории не пропали даром: грязь на воротниковую зону и на ножки, импульсный ток, массаж квалифицированных специалистов, лечебная гимнастика и теплое море понемножку снимали спастику. Всего на этом детском курорте мы с сыном были 6 раз.
4 года. Пора, дружок, переходить на двухколесный велосипед. Что, не получается? Не плачь, не боги горшки обжигают. Держи равновесие, малыш! Придется маме опять побегать за твоим велосипедом. Ничего, нам не привыкать. "Не бойся пота, напор удвой, крути, работай...".
5 лет. На консультации у сурдолога поставили диагноз - нейросенсорная тугоухость третьей степени, потеря слуха - 70%. Вот как сказались уколы стрептомицина в шесть месяцев. Учиться только в спецшколе для слабослышащих детей, да еще в другом городе, за 140 км от дома. Этого нам только и не хватало при нашем ДЦП. Придется искать другое место жительства, где есть такая школа, но одного ребенка я ни за что не оставлю ни в какой даже самой лучшей школе.
7 лет. Мальчик мой, вот мы с тобой и доросли до первого класса. Из спецшколы я тебя забираю, так как там ты говорить разучишься, тем более что нам прислали датский слуховой аппарат "Отикон". Будем учиться вместе, на сколько хватит маминых сил. Спасибо, директор обычной школы согласился взять тебя, хоть и с испытательным сроком. А твой любимый велосипед каждое лето будет тебя тренировать и воспитывать смелость.
15 лет. Друг мой, на такой сумасшедшей скорости да по таким горкам - от твоего велосипеда ничего не останется. Как я горжусь тобой, мой мальчик! И в техникум ты поступил на самый трудный факультет - ЭВМ, но уж там тебе придется учиться самостоятельно, потому что тут я тебе не помощник.
19 лет. Вот и техникум успешно позади, а впереди целая жизнь. И велосипед ты не оставляешь. Каждое воскресенье - велопоходе друзьями, а там футбол, волейбол. Неплохо придумано - в любую погоду и даже зимой! Вам можно только позавидовать. Как я рада, что у тебя столько надежных друзей, сынок.
22 года. В Карпаты на велосипедах? И не страшно вам, ведь это четвертая категория сложности? Счастливого пути. Вернулся весь обгоревший, со шрамами, но сияющий и гордый - покорил Карпаты!
25 лет. Твоя команда заняла первое место в велоралли! Поздравляю, сынок! Правильно мы повторяли всю жизнь: "Не бойся пота, напор удвой, крути, работай - и финиш твой". Это твой первый финиш. Сколько их еще будет в твоей жизни!
Конечно, я вижу, что пешие походы по горам Кавказа и Хибин тебе тоже по душе, но велосипед - твоя стихия, твой друг с рождения и на всю оставшуюся жизнь...
Конец маршрута с каждым велопоходом отодвигается все дальше в необозримые дали двадцать первого века.
"Нет дороги окончанья - есть зато ее итог...".
Вот так закончилась моя проба пера. Не знаю, получился ли этот велорепортаж - лучик надежды для всех родителей, имеющих, казалось бы, безнадежно больных деток и не только с ДЦП? Дорогие мои родители! Уверяю вас: все мы можем! Надо только очень любить своих детей, больных и здоровых. Кто, как не мы, за них в ответе?
Тарасова С.Н.
ЗОЖ: Вот, собственно, и все. Удалась ли "проба пера"? Полагаем, читатели ответят на этот вопрос. А вот то, что удалось назначение "быть матерью" - это точно. Сколько детей с диагнозом ДЦП остаются немощными инвалидами только по той причине, что их матери переложили проблемы спасения исключительно на медицину. Причем спасение это стали искать не с первых дней рождения ребенка, как Светлана Николаевна, а слишком поздно.
Мы позвонили в Калининград. К телефону подошла мама Максима...
- Застать сына дома довольно трудно. Только что вернулся из путешествия на плотах, готовится к новому походу на катамаранах... Что с техникумом? Давно закончил, перешел на 5-й курс института менеджмента и экономики, увлечен компьютером...
17 декабря Максиму исполнится 33 года. Впереди еще целая жизнь. И все это мама!
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную