Спасение во многом зависит от тебя
Доктор, беседу с которым мы сегодня публикуем, несет, так сказать, онкологическую ответственность за 2 миллиона (!) москвичей, проживающих на территории Северного и Северо-Западного округов столицы. Из них десятки тысяч больны раком и многие находятся на крайних III и IVстадиях. Что утешительного может нам сказать главврач одного из крупнейших онкодиспансеров столицы и России? Чем обнадежить и что рекомендовать?
Корреспондент ЗОЖ Александр Мидлер беседует с доктором медицинских наук Александром Юрьевичем Федотовым, главврачом онкодиспансера №2 города Москвы.
ЗОЖ: Скажите, пожалуйста, как специалист, что делать человеку, заболевшему раком, если ему говорят: "Главный секрет выздоровления от рака состоит в том, чтобы им не заболеть?".
Александр Федотов: Я и не подумаю эту мысль опровергать: да, действительно, важнейшая проблема - "перехватить" процесс и обезвредить в самом начале. Не ждите в этом смысле от меня сенсаций. Вместо них рекомендую каждому зожевцу, где бы он ни жил, по крайней мере раз в год сдавать анализы крови и мочи, делать УЗИ, рентген, флюорографию, маммографию, женщинам сдавать РАР-мазки, чтобы предупредить рак матки. Во многих случаях и сегодня это можно сделать бесплатно. Только надо понять, что это действительно необходимо, собрать силы и найти время. Чем раньше доктор увидит опасные признаки, тем больше шансов на благополучный исход.
Другое дело, что ранняя диагностика сама по себе сложна. Правда, у смертельной опасности нередко есть так называемые малые признаки - потеря веса, повышенная потливость, проблемы с аппетитом и со стулом, постепенно нарастающая слабость, апатия... Такие симптомы хороший врач увидит и достаточно рано почувствует неладное. Он скажет самому себе: "Внимание!" А заинтересованный в своем здоровье пациент пусть будет чувствителен к подобным "мелочам". Надо суметь рассказать о них доктору без нагнетания страхов, но и без утайки, внятно и адекватно. Это трудно. Но надо стараться.
ЗОЖ: Постараюсь быть адекватным. В июле 1973 года я привел в московский онкодиспансер мать (не к вам, Александр Юрьевич, не к вам), и врач после осмотра, изучения анализов и вполне конкретного и грамотного диалога сказала маме: "Вы здоровы. Не отнимайте времени у настоящих больных". Через 2,5 месяца, в октябре, я все-таки снова пришел с матерью - она чувствовала себя все хуже - к тому же самому онкологу, и она повторила осмотр, опрос и изучение анализов. Затем попросила меня на минутку задержаться и тихо сказала: "Рак желудка. Четвертая клиническая". Так я потерял мать. Александр Юрьевич, я вопрос не сформулировал, но он понятен?
А.Ф.: Не собираюсь оправдывать доктора, не буду и обвинять. Бывают всякие врачи и разные причины "скоростного" развития болезни. Вы привели факт, который как раз подтверждает необходимость настоящей профилактики. А ведь это не только посещение медучреждения. Это отказ и от курения, и от спиртного - в сколько-нибудь серьезных дозах. Кажется, известно всем, но что делать, приходится повторять, как таблицу умножения: алкоголь провоцирует рак желудка, поджелудочной железы и печени, а курение - известное дело - рак легких. Второе: профилактика - это соблюдение диеты. Уменьшение объема потребления пережаренных жиров. В них канцерогены - целый букет онкологических заболеваний. Я сам обожаю горячие жареные пончики, посыпанные сахаром. Ездил когда-то в ларек в центре Москвы специально. Они готовились прямо при тебе и были особенно вкусными. Пока однажды не поболтал с продавщицей. "Я, - говорит, - жарю пончики на одной порции масла. Целый день. Это экономичней". Вот видите! Ей нужна экономия. Это я могу понять. Но мне-то не нужен рак!.. А жареная картошка фри! Масло, в котором она обрабатывается, кипятится бессчетное число раз. А ведь эта "фри" продается у нас по всей России. Даже в киосках на проселочных дорогах. И очень даже покупается. И с аппетитом съедается. Я бы сказал "на здоровье", да не хочу врать. А пищевые красители в колбасе - нитраты...
Ну, конечно, на всякую ямку не подложишь соломки. Людей не предупредишь абсолютно на все случаи жизни. Да к тому же не было исследований, строго доказавших, что, как говорится, отданной колбасы померло столько-то человек. Картошка фри или сваренная на костре сгущенка, уличные пирожки и еще несметные горы подозрительной "вкуснятины" окончательного приговора не получили. Поэтому скажем так: предупредить рак - это, на всякий случай, поберечься от продуктов, вызывающих сегодня опасения если не у всех, то у многих врачей. Информация открыта, вполне доступна. Сейчас главное - как поступать, чтобы себе не навредить. Я бы назвал это направление информационной профилактикой. И еще одно - опять-таки вполне понятное - и ЗОЖ об этом отлично писал: в предупреждение любой онкологической болезни входит нормализация веса тела и регулярная физическая активность.
Я говорил пока только о моментах первичной профилактики рака, и то не обо всех. В основном о том, что не надо делать. А что, наоборот, точно есть смысл делать? И, главное, что зависит не от врачей, а от вас самих, дорогие читатели? Вы вводите в свою ежедневную диету цельные зерна злаковых, зелень, ягоды и - если позволяют средства - овощи и фрукты. Они дают организму вещества, обладающие антиканцерогенным действием, и витамины, и растительную клетчатку. Клетчатка налаживает регулярную работу кишечника, уменьшает контакт канцерогенов с толстой кишкой и тем их обезвреживает.
Вы скажете, что в такой обеспеченной и несколько недосоленной жизни вы себя не видите, что профилактические процедуры безвкусны и бесконечны, они только для вегетарианцев, монахов, святых или, наоборот, богачей, да еще и таких, у кого много свободного времени. Но суть-то в чем: для человека, который пришел ко мне не гостем, а больным, вопрос стоит так: умереть или - может быть - жить. При этом неизвестно, выжить на какой срок. И нет никаких гарантий. Есть только шансы. И они растут абсолютно не в решающей зависимости от того, можем мы заплатить большие или меньшие деньги онкологу. Почему? Да потому, что получите вы за свои кровные операцию у дорогостоящего специалиста в столице, химиотерапию, лечение гормональными препаратами и облучение или не будете иметь ни финансов, ни сил для всего этого - в любом случае, если только у вас не самое начало болезни, чтобы вернуться к нормальной жизни, нужно принципиально переделать свою текущую жизнь, никуда от этого не деться, и изменить саму основу собственного мышления.
ЗОЖ: Что вы имеете в виду? Вы верите в перевоспитание взрослых?
А.Ф.: Да, перед выбором - жить или умереть. И то довольно немало пациентов, судя по моему опыту, говорят себе: не буду я так себя выкручивать да еще с неизвестным результатом... Но, так или иначе, настоящий выбор идет только перед лицом смерти. Вот почему я убежден: больной должен знать правду, отчетливо представлять себе, что у него. Я не согласен со многими врачами, которые исходят из того, что человеку лучше сомневаться и надеяться, чем получить роковой приговор. Да, надежда предохраняет от стресса. Но слишком не надолго. Онкологический больной должен узнать правду, когда еще не поздно, а врач, если сумеет, и близкие, если захотят, помочь ему найти силы не только выдержать "приговор", но изменить привычные основы жизни, среди которых как раз и находятся причины заболевания. Прислушайтесь к себе и почувствуйте, что действительно питает рост опухоли.
У меня было несколько больных, которые, например, отказались, абсолютно от радио и телевидения. Они явно ощутили, что СМИ "влияют" на них "плохо". Конечно, все было бы очень просто, если б можно было вылечиться от серьезных болезней, отказавшись от некоторых СМИ!..
Но вот возьму другой пример. Мой старый приятель из Калмыкии - мы друзья уже лет 35 - повернул свою жизнь самым решительным образом. Он страдал злокачественной опухолью поджелудочной железы. У него была 2-3-я стадия заболевания. Это более чем серьезно. И сегодня болезнь такого класса почти не поддается лечению. А 30 лет назад это был смертельный приговор. Ему прогнозировали полгода, максимум год жизни. После того, как он принял на себя удар этого диагноза, я сказал: "Для тебя есть в жизни только один путь: ты должен все силы направить на разгрузку больной поджелудочной. Надо дать ей шанс на самовыздоровление. Для этого придется изменить полностью образ жизни и питание".
Он ушел со своей должности (а занимал достаточно высокий пост, был влиятельным чиновником в столице Калмыкии городе Элисте, имел солидную зарплату и высокий авторитет), стал ни много, ни мало... пастухом.
Дело, конечно, не в табунах и не в стадах. Хотя и в них тоже. Он изменил режим питания. Теперь это были действительно натуральные продукты, парное молоко, кумыс... Сама природа диктовала ему ритм жизни. Он, так сказать, растворялся в ней. Я вам напомню, что, кроме поистине любимого человека, на земле есть только три явления, на которые мы можем смотреть вечно - огонь, вода и небо. Они лечат. Это - природотерапия. Мой друг избавился от всех городских раздражителей. Он регулярно стал проводить лечебные голодания. Естественно, отпали курево и выпивка. Все понятно: ставка для него была слишком велика.
Через два года у него обнаружили при анализе поджелудочной только рубцы и спайки, а через 5 лет она была даже не как новая, а просто новая. Никаких следов рака поджелудочной железы - процесса, который во всем мире считается "билетом в один конец", повторяю, никаких, не осталось. Это не из разряда чудес. Это - правильный выбор и мужественное поведение. Мой друг жив и здоров по сей день.
Ясно, что каждый случай рака - индивидуален. Он требует своего набора решительных поступков.
Например, у меня был больной, знавший, что у него рак легкого во второй стадии. Ему пришлось принять довольно трудоемкое для него решение - научиться... дышать совершенно иначе, чем он это делал когда бы то ни было. Выучился. Живет! То есть нетленный девиз: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" в наших случаях справедлив, как никогда.
Продолжение в №13 (265).
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную