Про воз муки и кусочек хлеба
В годы войны нам, подросткам, приходилось работать наравне со взрослыми. Как-то мой сверстник рассказал, что он ездил за мукой на лошадях и наградил его за это пекарь кусочком хлеба. А в ту пору хлеба нам давали лишь по 200 граммов на день. Вот я и загорелся желанием заработать кусочек хлеба. Словом, напросился на поездку за мукой.
В ту пору мне исполнилось 13. На дворе - 1943 год. На конюшне запрягли в бричку пару лошадей, и я двинулся в путь. Ехать предстояло за 12 км, в село Корепино Пермской области. А жили мы тогда в поселке Ошья... Дорога шла густым лесом - 6 км до переправы через реку Колва (приток Камы), а там еще 6 км уже редким лесочком. Добрался я до цели, нашел склад, где телегу мне загрузили мешками с мукой, дали накладную, в которой я не разбирался, и поехал обратно домой.
Доехал до переправы через Колву. Благополучно перевез меня перевозчик, двинулся дальше - это уже вторые 6 км. Сначала - в гору, примерно с километр. Чтобы лошадям облегчить воз, слез с облучка и пошел рядом. Осилил подъем, сел на облучок, поехал дальше. Начался спуск, который заканчивался глубокой балкой. Лес темный, дорога узкая, страх обуревал неописуемый, так как в этих местах свирепствовали медведи. Случалось, выходили и беглецы из лагерей... Лошади мои, почуяв, наверное, мое настроение, понеслись напропалую. Я что было мочи старался удержать их, натянув на руки вожжи.
Страх обуревал и потому, что каждый мешок муки весил по 70 кг. Перевернись бричка, что бы я делал с этими мешками один в тайге? С грехом пополам спустился я в балку благополучно...
Добравшись до пекарни, разыскал дядю-пекаря, которому сдал груз. Пекарь был силен, мешки разгружал, как перышки. Его на фронт не взяли из-за какой-то болезни. Он проверил мою накладную и поблагодарил за поездку.
Надо уезжать, а я не знаю, как мне попросить у него кусочек хлеба. Ведь из-за него я и согласился поехать за мукой через тайгу. Мялся я, мялся. Наконец, преодолев смущение, спросил: "Дяденька, дяденька, не дадите ли мне кусочек хлеба, я так хочу есть, я весь день ничего не ел". Он повел меня в пекарню, обошли мы все закрома, заглянули в углы, проверили каждый подоконник, но не оказалось не то что кусочка хлеба, даже крошек хлебных не было нигде.
Так, несолоно хлебавши, я поехал на конюшню. Конюх распряг лошадей, и поплелся я домой, спотыкаясь и заплетаясь ногами... И только уже дома моя добрая мама дала мне кусочек хлеба, свой.
Мне уже 77. Об этой поездке, про воз муки и кусочек хлеба я часто вспоминаю, и слезы невольно текут у меня из глаз. Стараюсь остановить их, а они текут и текут...
Павленко А.М.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной
К статье: Использую глину красную