Стыдно не быть!
Утро во всем великолепии! Хочется удержать этот день своим словом, своим вниманием к нему. Хочется в свете этого дня каждый следующий встречать радостно, как давнего друга.
У каждого человека есть своя сфера, где он постоянно возрождается. Это его творчество. Смысл жизни – только творчество. Во всем и у всех. Кто-то поднимает, растит детей – творчество, кто-то рубит дом, сарай, баню – творчество, кто-то путешествует – творчество! Мой родной дядя Апанас, плотник по профессии, часто повторял:«Главное в плотницком деле – это научиться рубить угол». Знал, конечно, Апанас, что такая наука мне, тогда девчонке, вроде и ни к чему. Но любое знание необходимо. Вот и запомнилось мне еще с детства, что самый простой способ соединения бревен – это рубка «в охряпку». А более сложный – «в чашу».
Сейчас нелепая мода есть – вообще не рубить угла. Бревна или брусья складывают впритык, как кирпичи. А сколько будет стоять такой дом, сохранит ли тепло – никто не знает.
Так и жизнь наша. Как «срубим» ее, насколько крепко и талантливо соединим – столько жизнь и даст нам в подарок ясных и теплых дней.
И «чувству дерева» учил меня Апанас. Деревья, как и люди, все разные. У одного дерева древесина плотная, у другого – рыхлая; одно – косослойное, другое – прямое, толстое и крепкое. «Стыдно не быть плотником», – часто повторял мой дядя. Он, как настоящий плотник, экономил силу, был нетороплив, гордость и достоинство мастера были ему присущи. И никогда не жалел времени на точку топоров.
Минуло время. Сейчас понимаю – Апанас меня жизни учил. Учил характер закалять, оттачивать мастерство, не теряться, когда горе загоняет в угол, заниматься полезным делом. Так и остался он в моей памяти – сидит на крыше дома, мастерит что-то, падает вниз стружка… Но главное – остались в деревне Ярыги дома и бани, срубленные плотником Апанасом Антоньковым. В этом и есть великий смысл жизни!
Запомнила я и жену Апанаса, ее знаменитые блины «с секретом». Полина вела большое хозяйство и была мастерица по части блинов. Только у нее они получались отменно пышными, вкусными, сытными. А в чем секрет – знала только сама хозяйка. Сейчас я думаю, что вся жизнь наших деревень – с этим большим и неразгаданным «секретом». Может, поэтому и живы еще деревни? И рождаются в них такие великие поэты, как Николай Рубцов, Николай Мельников? Как знать, как знать…
Каждое утро на протяжении многих веков возникает в деревенской печи огонь, чтобы кормить, греть, лечить и утешать человека. С этим огнем связана вся жизнь. Но есть и другой, незримый огонь. Это божница в углу над семейным столом, а там любимые иконы, образы Богоматери, Николая-Чудотворца, который и плотник, и рыбак, и охотник.
Так уж получилось, что мой дедушка, Федор Самойлов, тоже был плотником. Краснодеревщик, столяр, специалист по дорогим изделиям – и все это мой дедушка! Смысл своей жизни видел Федор в одном – вместе с товарищами, при помощи умелых рук и топоров, были возведены им в городе Орске деревянные церкви.
Работал дедушка Федор весело, без натуги, если мне было интересно, объяснял, как и что. Накрепко запомнились такие слова, как рейсмус, фуговка, склеивание. Доски подбирались по структуре и цвету. Выражение «найти слой» ценно и для столяра, и для плотника. А ведь и мы, совсем далекие от плотницких дел, каждый день ищем такой «слой» в своей жизни, натыкаемся на сучки и задоринки и понимаем, что без помех и шероховатостей жизнь просто не бывает.
Может, я что и не так рассказала. Не дает мне покоя мысль дяди Апанаса: «Стыдно не быть плотником!» Для читателей скажу еще короче – стыдно не быть! Стыдно не быть плотником, врачом, учителем, столяром, путешественником, киоскером, как Олечка Хорсова, которая всегда, как солнышко, улыбается людям и всегда точно знает, кому предложить нужную газету или журнал. И это тоже творчество! И в этом смысл жизни! Стыдно не быть!
Самойлова В.Г.
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Смелее применяйте АСД
К статье: Терпение плюс чистотел
К статье: Рецепт для лечения суставов
К статье: И я тоже спасаюсь уриной